Дефицит средних школ в РК
31.08.2021
Проблема дефицита средних школ в КазахстанеПо мнению эксперта ERI, причина кроется в снижении темпов строительства новых школ.
Проблема нехватки общеобразовательных школ в Казахстане остаётся актуальной как для городской, так и для сельской местности, отмечает эксперт АО «Институт экономических исследований» (ERI) Габит Матаев.
По его сообщению, Правительство и местные исполнительные органы последовательно решают проблему обеспеченности детей учебными местами.
Национальным планом развития республики до 2025 года предусмотрено строительство в стране 800 новых школ.
По данным Бюро национальной статистики (Статистический сборник «Инвестиционная и строительная деятельность в РК»), в период 2015 —2019 годы было построено 464 общеобразовательных школы и введено 224,6 тысяч ученических мест, из них 329 школ и 114,6 тысяч мест — в сельской местности.
«Несмотря на эту положительную статистику, проблема нехватки общеобразовательных школ остается актуальной как для городской, так и для сельской местности», — подчеркнул эксперт. Причина кроется в снижении темпов строительства новых школ: если в 2015 году введено в эксплуатацию 114 школ, то все последующие годы наблюдается серьёзное снижение, а в 2019 году — введено всего 72 объекта (на 40% меньше).
Ввод в эксплуатацию общеобразовательных школ
Между тем, количество учащихся в стране неуклонно растёт, за последние пять лет этот показатель вырос на 21%: в 2015 году 2,8 млн человек, на начало 2021 г. — 3,4 млн.
Несмотря на увеличение количества новых школ в стране, за последние 5 лет число общеобразовательных учреждений уменьшилось на 71 единицу: на начало 2015 года показатель составлял 7511 единиц, а на начало 2021 года — 7440. Это связано, в том числе, с активной работой по выводу из эксплуатации аварийных школ, число которых видится немалым — 34 по стране.
Безусловно, насущной проблемой для Казахстана является и наличие трёхсменных школ, добавил Габит Матаев. По данным Министерства образования и науки РК, на начало 2020-2021 учебного года в стране функционировали 191 трёхсменные школы, причем большая часть их в южных регионах.
По итогам года, количество трёхсменных школ уменьшилось до 137 за счёт строительства 43 новых школ (по 1 школе в Павлодарской, Туркестанской; по 2 школы – в Жамбылской и Карагандинской областях, по 3 школы — в Атырауской области и Нур-Султане; по 4 школы — в Алматинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской областях и Шымкенте; по 5 школ — в Акмолинской, Мангистауской, Северо-Казахстанской областях).
Проблемы 11 школ решены за счёт сокращения контингента и перераспределения учащихся в близлежащие школы (по 1 школе в Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях; 2 школы в Нур-Султане, 7 школ — в Алматинской области).
Количество трёхсменных школ постепенно уменьшается, тем не менее, их доля в 2020 году составила 1,9% при целевом показателе 1,5% (увеличение доли на 0,4% связано с вновь выявленными 68 трёхсменными школами в 2020 году.
Для справки: в развивающихся странах идёт борьба с двухсменными школами: в России только 15% от общего числа учащихся обучаются во вторую и третью смены; от двухсменных школ полностью отказалась Намибия — одна из беднейших стран Африки.
«Решение вопроса дефицита средних школ создаёт серьёзную нагрузку на бюджет, в связи с чем необходимо привлечение частных инвестиций, а также использование механизмов государственно-частного партнерства», — считает Габит Матаев.
К примеру, в городе Нур-Султан ведётся строительство 6 новых школ с использованием принципов ГЧП, однако работу в данном направлении необходимо усилить во всех регионах страны.
Нацпланом развития РК до 2025 года предусмотрено строительство в стране 800 новых школ. В Стратегии развития Казахстана до 2050 года одним из Общенациональных приоритетов обозначено вхождение Казахстана в 30-ку стран с наивысшими рейтингами по индексам оценки качества школьного образования, таким как PISA, TIMSS, или их аналогам. Достигнуть этой цели без решения вопроса дефицита общеобразовательных школ будет проблематично. С учётом демографических прогнозов и прочих факторов вполне вероятно, что и 800 новых школ может оказаться недостаточно, заключил эксперт.
Просмотров: 2414 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|