Эксперт ERI о развитии бизнеса в РК

15.11.2021

Бизнес: верная траектория развития

В Казахстане за годы независимости благодаря поддержке государства развился малый и средний бизнес, который сегодня создаёт треть всего ВВП. 

В республиканской газете «Казахстанская правда» вышла статья, в которой директор Центра АО «Институт экономических исследований» Салтанат Каменова рассказывает о траектории развития бизнеса в Казахстане.

Приводим полный текст статьи с сайта издания:

 Становление малого и среднего предпринимательства в Казахстане с первых дней независимости страны выступает одним из приоритетов экономической политики. Необходимые условия для этого формировались в течение всех прошедших лет, – говорит директор Центра исследования конкурентной среды АО «Институт экономических исследований» Салтанат Каменова и предлагает отметить знаковые достижения.

По ее мнению, несмотря на экономические трудности, Казах­стан выбрал верную траекторию развития предпринимательства. Благодаря этому за годы независимости практически с нуля развился сектор малого и среднего бизнеса, в котором проявляется инициативность граждан в отношении развития собственного дела.

Подтверждением тому служит почти десятикратный рост численности занятых в малом и среднем бизнесе: если в 1999 году в стране насчитывалось 340 тыс. предпринимателей, то в 2020-м их было уже более 3,3 млн. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны в 2020-м составил 32,8%.

На правом фланге

Развитие частного предпринимательства в Казахстане Салтанат Каменова предлагает условно разделить на пять этапов, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

Первый этап – развитие малого бизнеса в условиях либерализации цен. Тогда субъектами рыночной экономики стали ко­оперативы и малые предприятия в сфере торговли и услуг. Крупные же предприятия создали многочисленные коммерческие структуры по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств.

В республике в начале 90-х было создано и действовало 34,5 тыс. субъектов малого предпринимательства.

Одним из первых шагов в правовом обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики Казахстана стало принятие 4 июля 1992 года Закона РК «О защите и поддержке частного предпринимательства».

Этот важный документ закрепил понятие частного предпринимательства. Впервые на законодательном уровне были четко определены субъекты частной предпринимательской деятельности, а также предусмотрена ответственность за неправомерное воспрепятствование ей.

Зарождающийся малый и средний бизнес нуждался в господдержке. Для его адаптации к функционированию в условиях рыночной среды была принята первая Государственная программа поддержки и развития предпринимательства в Респуб­лике Казахстан на 1992–1994 годы.

– В ее рамках была создана законодательная база предпринимательства, обеспечивающая неприкосновенность, защиту частной собственнос­ти и стимулирующая товаропроизводителей. К концу 1996 года в стране сформировался национальный костяк частных предпринимателей, обеспечивающий производство не менее 70% продукции сельского хозяйства, 40% промышленной продукции, 90% объема услуг и торгового товарооборота, – говорит эксперт.

В этот период постепенно закладывался фундамент поддержки частного предпринимательства, включающий меры по защите и укреплению малых предприятий и производителей, а также созданию фонда развития малого предпринимательства. В апреле 1997 года начал работу Фонд развития предпринимательства «Даму».

Сложная налоговая система и большое количество налогов на первых порах существенно сдерживали развитие МСП. Так, в начале 90-х годов в республике действовало 43 (!) вида налогов, 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов. Кроме того, положение МСБ усугубляла нестабильность налогового законодательства.

Как отмечает Салтанат Каменова, в 1994 году государство предприняло первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы и упорядочивания налогов. Были приняты указы Президента РК, имеющие силу закона, «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц».

В ежовых рукавицах

Второй этап развития малого и среднего предпринимательства характеризовался жесткой монетарной и фискальной политикой государства. Для дос­тижения макроэкономичес­кой стабилизации Правительством упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность, что имело негативные последствия. Резко сократилась численность работающих в производственной сфере кооперативов, ТОО и малых предприятий. Из-за малодоступности кредитных, нехватки собственных средств и высокой инфляции произошел отток основной части субъектов предпринимательства из производственной сферы в сферу торгово-посреднической и коммерческой деятельности.

На третьем этапе были приняты новые законы: о банкротстве, об антимонопольной деятельности, о бюджетной системе, о Национальном банке, о нефти, налогах и обязательных платежах и другие, которые заложили правовую основу для углубления проводимых экономических реформ, в том числе и в сфере предпринимательства. Состоялось подписание договора о создании Таможенного союза.

Созданное в 1998 году Агентство РК по поддержке малого бизнеса разработало Государственную программу развития и поддерж­ки малого предпринимательства в стране на 1999–2000 годы.

Документом предусматривались усиление роли неправительственных организаций в вопросах поддержки и защиты малого предпринимательства, развитие производственного сектора, постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через отраслевые и межотраслевые ассоциации, к созданию системы партнерских отношений «государство – предпринимательские объединения».

С 1999-го казахстанское предпринимательство стало наращивать потенциал. С 2002 года фонд «Даму» начал кредитование малого бизнеса напрямую из собственных средств. Структурой также были реализованы «Программа кредитования субъектов малого предпринимательства из средств республиканского бюджета» и «Программа развития малых городов на 2004–2006 годы».

– Переломным моментом в становлении частного предпринимательства в Казахстане считается середина 2000-х годов – четвертый этап развития казахстанского предпринимательства. Государство начало прислушиваться к бизнесу, разрабатывать и принимать меры по созданию более комфортных условий для бизнеса. Законодательной основой института предпринимательства стал принятый 31 января 2006 года Закон РК «О частном предпринимательстве», – продолжает Салтанат Каменова.

Законом, в частности, преду­сматривалось разделение понятий субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также определялись основные правовые, экономические, социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства.

В приоритете страны

В 2010 году фонд «Даму» стал финансовым агентом субсидирования ставок вознаграждения по кредитам предпринимателей и гарантирования этих кредитов перед банками, а также оператором программ по обучению и консультированию в рамках госпрограммы «Дорожная карта бизнеса-2020».

Тут стоит отметить, что малый и средний бизнес постоянно находится в поле зрения высшего руководства страны. Неоднократно на разных уровнях отмечалось, что создание условий для стабильного развития МСБ в приоритете страны.

В декабре 2012 года Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев в Послании народу назвал отечественное предпринимательство движущей силой нового экономического курса.

«…Мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу», – отметил в своем Обращении к народу Елбасы.

«Основа сильной экономики – это прежде всего сильный малый и средний бизнес, стратегическая цель – довести его долю в ВВП страны к 2050 году до 50%. В перспективе малый и средний бизнес должен стать в стране главным работодателем», – сказал Нурсултан Назарбаев на открытии четвертой сессии Парламента шестого созыва в сентябре 2018 года.

Уже на следующий год, обращаясь к народу с Посланием, Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что малый, в особенности микробизнес, играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны.

«В первую очередь он обеспечивает постоянную занятость жителей села, снижает безработицу. Формируя налоговую базу, также пополняет местный бюджет. Кроме того, развитие массового предпринимательства дает возможность избавиться от укорененных в сознании патерналистских установок и иждивенчества. …В нашей стране достаточно успешных примеров развития предпринимательства. Мы всем обществом должны поддержать малый бизнес», – заявил Глава государства.

Касым-Жомарт Токаев поручил «перезагрузить» систему государственной финансовой поддержки МСБ, отдавая приоритет новым проектам. Активнее внедрять новые формы поддержки предпринимательства с упором на социальные аспекты – создание семейных бизнесов в первую очередь для многодетных и малообеспеченных семей.

Оздоровление деловой среды

Об эффективности проводимых реформ свидетельствуют данные официальной статистики. Так, доля МСБ в экономике страны по итогам 2020 года составила 32,8%, что выше, чем в ряде государств СНГ (Россия – 20,8%, Беларусь – 26,4%).

На сегодня малый и средний бизнес в Казахстане преимущественно представлен субъектами микро- и малого предпринимательства, на долю которых приходится 99,8% от общего числа зарегистрированных субъектов МСБ. Из зарегистрированных 1,6 млн субъектов МСБ реально работает около 84%.

За последние пять лет доля «предприятий-призраков» уменьшилась на 5,2 процентных пункта, что может свидетельствовать об улучшении деловой среды.

Анализ численности занятых в МСБ характеризует значение предпринимательства Казахстана в решении проблемы занятости. Отечественные малые и средние предприятия обеспечивают стабильными рабочими местами около 40% занятого населения, в том числе 34,6% за счет малого бизнеса, – говорит Салтанат Каменова.

Субъекты малого и среднего предпринимательства специализируются преимущественно в таких секторах экономики, как торговля, транспорт, ремонт автомобилей и мотоциклов, профессиональная научная техническая деятельность, и других, удельный вес которых в отрас­левой структуре действующих МСБ составляет 77,2%.

Значительное негативное влияние на состояние сектора МСБ в Казахстане на сегодня оказывают расширяющаяся пандемия и мировой экономический кризис. Для возобновления роста производительности, особенно в свете возможных сохраняющихся экономических последствий пандемии, необходима целенаправленная программа реформ.

Одним из фундаментальных направлений политики развития предпринимательства в Казахстане является облегчение разрешительно-уведомительной и контрольно-надзорной систем. Новые возможности для предпринимателей открывают программы поддержки («Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей»).

В Послании Президента Касым-Жомарта Токаева народу «Казахстан в новой реальности: время действий» от 1 сентября 2020 года отмечено, что в целях снижения нагрузки на бизнес и создания благоприятных условий для дальнейшего развития сектора МСБ необходимо внедрение регулирования «с чистого листа».

Данные меры отражены в пунк­тах 28 и 29 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу от 1 сентября 2020 года, а также в пункте 223 «Отмена всех старых нормативно-регуляторных документов, не отвечающих принципам защиты здоровья граждан и экологии» Дорожной карты осуществления предвыборной программы партии «Nur Otan».

Без барьеров

Во исполнение этих мер разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в РК».

По словам Салтанат Каменовой, законопроект предусмат­ривает внедрение новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности в РК. В нем закреплен принцип преобладания сущности над формой – здравый смысл и содержание должны превалировать над жесткими юридическими формами, а также заложено государственное регулирование в целях защиты здоровья граждан и экологии.

Законопроект содержит такие основные новеллы, как совершенствование принципов взаимодействия субъектов предпринимательства и государства (поправки в ст. 9 и 11 Предпринимательского кодекса (далее – Кодекс), определение новых целей и задач государственного регулирования предпринимательства (поправки в ст. 80 Кодекса), определение условий формирования регуляторных инструментов (новая ст. 81-1 Кодекса), внедрение принципа «1 in 2 out» (поправка в ст. 82 Кодекса), введение Реестра обязательных требований в сфере предпринимательства (новая ст. 83-2), совершенствование системы государственного контроля.

– У предпринимателя появится новый инструмент, с помощью которого он сможет получить информацию об обязательных требованиях, предъявляемых к субъектам предпринимательства, и мониторить изменения по требованиям, – уточняет эксперт.

На первом этапе в Реестр вносятся требования по нескольким сферам. Ежегодно до 2023 года список планируется расширять. В документ будут включены только те требования, которые соответствуют новой регуляторной политике. Кроме того, в нем будут определены сроки рассмот­рения нормативных правовых актов на предмет их соответствия новой регуляторной политике. В случае несоответствия последних они должны быть пересмотрены или отменены. Внедрение принципа «1 in 2 out» предусматривает отмену двух действующих требований при введении одного нового.

Новый подход к системе государственного контроля преду­сматривает проверки только на соответствие разрешительным требованиям и внеплановые проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам. Проверки, проводимые по особому порядку (в восьми сферах), на основе оценки степени риска будут отменены. Планируется также ввести новые формы профилактического контроля.

Как отмечают эксперты Института экономических исследований, принятие законопроекта позволит провести реформу отечественного бизнес-регулирования путем кардинального пересмотра его массива в течение срока действия моратория на проверки микро- и малого бизнеса.


Читайте статью на сайте "Казахстанской правды" по ссылке



Читайте в нашем Telegram-канале: О регулировании «с чистого листа»



Просмотров: 1959
Сохранено: 24.11.2021






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!