Усовершенствована институциональная основа НКЦ ОЭСР

17.08.2020

Министерство национальной экономики РК совместно с АО «Институт экономических исследований» провели масштабную работу по законодательному закреплению деятельности Национальных контактных центров Организации экономического сотрудничества и развития в Казахстане (ОЭСР).

С недавнего времени казахстанцы имеют возможность подавать обращения в отношении действия или бездействия крупной компании. Речь идет о многонациональных предприятиях, деятельность которых выходит за рамки одного государства. К сведению граждан, работа организаций такого рода регулируется Национальными контактными центрами (НКЦ).

Таким образом, каждый житель страны может сообщить о правонарушении со стороны предприятия в следующих областях:
- раскрытие информации
- права человека
- трудовые и производственные отношения
- охрана окружающей среды
- интересы потребителей
- наука и технологии
- конкуренция и налогообложение
- взяточничество, подкуп и вымогательство.

Обращения принимаются посредством следующих информационных каналов:
- канцелярия Секретариата НКЦ
- веб-сайт НКЦ и Министерства национальной экономики РК
- колл-центр НКЦ

Заключения, а также информация о ходе рассмотрения обращения размещается на веб-сайте НКЦ, который находится на портале economy.kz в разделе ОЭСР. При этом НКЦ гарантирует сохранение коммерческой информации и других важных для сторон аспектов.











О деятельности НКЦ

Национальный контактный центр (НКЦ) – добровольный, внесудебный механизм рассмотрения жалоб населения на предприятия, нарушающие принципы ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР. Это площадка для конструктивного диалога между сторонами, обсуждения возникших проблем и выработки путей достижения взаимного соглашения. 

Функции НКЦ в Казахстане закреплены за Министерством национальной экономики Республики Казахстан. 

В то же время НКЦ – коллегиальный совещательный орган. Председателем является Министр национальной экономики Республики Казахстан (в н.в. - Даленов Р.Е). Остальные члены НКЦ представлены на уровне вице-министров национальной экономики, юстиции, иностранных дел, труда и социальной защиты населения, а также заместителем председателя НПП «Атамекен», директорами неправительственных организаций и заместителями руководителей профсоюзов.












Процесс взаимодействия НКЦ с гражданами Казахстана

АО «Институт экономических исследований» (ИЭИ) выполняет функции секретариата НКЦ. В целях реанимирования и трансформации деятельности, Министерством национальной экономики совместно с Институтом усовершенствованы институциональная основа НКЦ, алгоритм рассмотрения обращений. Производится систематическое освещение актуальной информации посредством вебинаров, работы информационных ресурсов. Продуманы технические и автоматизированные методы подачи обращения и вопросно-ответной системы НКЦ. 

Благодаря проделанной работе этих ведомств налажен процесс рассмотрения обращений в НКЦ. Он состоит из трех этапов:

Первый этап – предварительная оценка обращения.

На данном этапе НКЦ проводит оценку обращения на соответствие сфере применения Руководящих принципов и компетенций НКЦ: 

- проводит отдельные встречи с каждой из сторон
- проверяет на предмет обоснованности,
- общается с двумя сторонами и принимает решение о принятии или непринятии дела к рассмотрению. 

Второй этап – принятие дела к производству.

НКЦ проводит консультации по делу с органами государственного управления, представителями деловых кругов, трудовыми организациями, неправительственными организациями, экспертами, НКП ОЭСР, действующих в странах, которых касается дело. 

Третий этап – заключительная оценка по рассмотрению обращения.
Разбирательство в НКЦ завершается подготовкой и публикацией Заключительной оценки дела. 


НКЦ – гарант открытости

За последние три десятилетия международная деловая среда подверглась ряду существенных структурных изменений. С начала нового тысячелетия движущей силой мировой экономики являются международные инвестиции, благодаря которым Правительства открывали рынки, а бизнес использовал новые возможности, приведшие к беспрецедентному экономическому росту.

В июне 2017 года Казахстан стал ассоциированным членом Комитета по инвестициям Организации экономического сотрудничества и развития, стал 48-ой страной, присоединившейся к Декларации о многонациональных предприятиях ОЭСР.  В рамках вступления в Комитет Правительство Казахстана взяло на себя ряд обязательств, в том числе распространение принципов ответственного ведения бизнеса в соответствии с Руководящими принципами ОЭСР.

Руководящие принципы – требования в сфере ответственного ведения бизнеса, направленные правительствами к предприятиям, деятельность которых в какой-либо мере выходит за пределы одного государства. Это собрание принципов и стандартов в различных областях, начиная от прав человека, прав работников и безопасности труда, также затрагивающих вопросы доступа к информации, налогообложения и охраны окружающей среды. 

С целью распространения и обеспечения соблюдения Руководящих принципов и были созданы Национальные Контактные Центры ОЭСР (НКЦ ОЭСР).

На сегодняшний день НКЦ эффективно функционируют в 49 странах мира, на которые приходится порядка 80% прямых иностранных инвестиций. Присутствие данного органа в государстве является гарантом прозрачности при рассмотрении возникающих споров. Действенный, прозрачный и популярный механизм деятельности НКЦ является важным элементом открытого международного инвестиционного климата.

В период с 2000 по 2019 год национальными контактными центрами рассмотрено более 500 дел в более чем 100 странах и территориях. Большинство дел (57%) касаются прав человека, вопросов занятости и рабочих, а также окружающей среды.
В период с 2011 по 2019 годы более трети всех дел (36%), которые были приняты для рассмотрения национальными контактными центрами, привели к той или иной форме соглашения между сторонами; приблизительно 33% привели к изменению внутренней политики рассматриваемой компании.











Кейсы рассмотренных дел

Мировая практика свидетельствует об эффективности и действенности досудебного механизма рассмотрения жалоб (в Казахстане на текущий момент еще не имеется рассмотренных НКЦ прецедентов).

1. НКЦ Норвегии рассмотрено обращение норвежского общества сохранения природы в отношении компании «Кермак АСА» (Cermaq ASA) и ее дочерней компании «Мейнстрим Кэнэда» (MainstreamCanada) и «Мейнстрим Чили» (MainstreamChile).

Предполагаемое несоблюдение требований Руководящих принципов ОЭСР касалось в частности: 

- ненадлежащего соблюдения прав местного населения; 
- ненадлежащих практик в сфере труда и занятости (например, необоснованные увольнения, попытки воспрепятствовать работникам создать профсоюз, системы выплаты заработной платы и премий, дискриминирующие женщин); 
- острой нехватки защитных мер от экологического ущерба

Результатом заявления стали изменения в Кодексе поведения по корпоративным обязанностям компании «Кермак», включая более четкие обязанности поставщиков в сфере соблюдения прав человека, основанные на рекомендациях, содержащихся в Руководстве; обязательство по заключению взаимовыгодных соглашений с местным населением; и обязательство по дальнейшей разработке мероприятий по минимизации рисков причинения существенного экологического ущерба. 

2. В 2017 году в НКЦ Франции было направлено дело, представленное двумя конфедерациями труда, в отношении деятельности Камбоджийской дочерней компании VinciAirports в Камбодже. Трудовой спор, начавшийся в 2012 году, когда аэропорты Камбоджи ввели новый метод организации работы в рамках "multi-taskingscheme". 

НКЦ определило, что в отношении многих поднятых вопросов Vinci соблюдал рекомендации руководящих принципов ОЭСР. Однако в своем заключении оно включило восемь рекомендаций, направленных на укрепление процесса должной осмотрительности. Вместе с тем НКЦ будет следить за выполнением своих рекомендаций в течение одного года. 

3. В 2017 году три НПО передали на рассмотрение представителю голландского НКЦ дело, согласно которому Брессер будучи субъектом МСП, специализирующемся на перенесении и обслуживании зданий, не смог осуществить свою предварительную деятельность по переносу древней гробницы. Причиной тому стал конфликт с местным населением, которое констатировало факт, нарушающий право общины на культурное наследие. Все стороны, фигурировавшие в деле, согласились активно участвовать в содействии голландского НКЦ. 

20 августа 2018 года НКЦ Голландии опубликовал заключение, в котором пришел к выводу, что Брессер «не удовлетворяет критериям должной осмотрительности Руководящих принципов ОЭСР», и что право на культурное наследие «должно рассматриваться как право человека в соответствии с руководящими принципами ОЭСР». Это был первый конкретный случай признания культурного права как права человека.

4. В апреле 2014 года девять неправительственных организаций направили в австрийский НКЦ заявление о рассмотрении дела, связанного с поставкой компанией AndritzHydro гидроэнергетических турбин, предназначенных в строительстве, а также эксплуатации гидроэлектростанции Xayaburi проект в Лаосской Народно-Демократической Республики.

После проведения медиации, организованной НКЦ, стороны пришли к соглашению, в котором AndritzHydro обязано разработать: политику и процедуры, касающиеся осуществления стандартов в области прав человека и охраны окружающей среды; и осуществлять обмен информацией, а также вовлекать в этот процесс соответствующие группы заинтересованных сторон. 

НКЦ опубликовал последующее заключение в октябре 2018 года, в котором отметил, что с февраля 2018 года состоялось четыре последующих совещания, целью которых было обсуждение мер по смягчению последствий в связи с проектом Xayaburi. Сотрудничество AndritzHydro с НПО, а также экспертами положило базис для разработки нового проекта кодекса поведения, основанного на международных принципах, которые будут действовать для всех компаний, входящих в состав AndritzGroup.

Справочно: 
«Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий» – это документ, созданный в 1976 году, и в ходе последующих проверок укрепленный эффективным механизмом его распространения и механизмом получения сообщений о нарушениях. 



Просмотров: 2591
Сохранено: 22.11.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!