Исследование регионального неравенства в РК
21.12.2021
Пространственное неравенство растёт как в развитых, так и в развивающихся странах — ИсследованиеВ рамках совместной программы Правительства Казахстана и Азиатского банка развития по обмену знаниями и опытом, проведено исследование регионального неравенства в Казахстане. Исследование подготовлено международными экспертами в тесном сотрудничестве с экспертами АО «Институт экономических исследований» (ERI).Цель исследования – осветить процессы конвергенции и дивергенции, происходящие в экономике Казахстана, выделить некоторые движущие силы, лежащие в основе этих процессов. На фоне растущего регионального неравенства не только в Казахстане, но и во многих других частях мира, эмпирические исследования такого рода имеют фундаментальное значение для обеспечения теоретической и эмпирической базы для оценки и мониторинга пространственного неравенства и разработки комплексных стратегий развития. Чтобы компенсировать недостаточную глубину более традиционных эмпирических методов анализа конвергенции, в работе была проведена углубленная оценка регионального неравенства путём введения трёх семейств индексов. В частности, это коэффициенты вариации и их производные, индекс «ловушки развития» и индекс региональной конкурентоспособности и сплочённости. Коэффициенты вариации, которые обычно использовались в исследованиях конвергенции в течение последних трёх десятилетий, выявили ситуацию растущего регионального неравенства за последние 20 лет, особенно с учётом доли населения. В то время как Казахстан традиционно демонстрировал более высокие показатели, чем другие страны с развивающейся экономикой, но и более низкие по сравнению с развитыми странами с точки зрения пространственного неравенства, есть основания полагать, что неравенство растёт и превысило показатели других развивающихся стран, даже в разрезе Центральной Азии. Индекс «ловушек» развития выявил существование региональных «ловушек», которые оказывают влияние на все этапы их развития. Такие регионы в большей степени подвержены риску экономической стагнации и спада, обеспечения их динамизма и конкурентоспособности потребуется государственное стимулирование. Индекс региональной конкурентоспособности и сплочённости Казахстана предоставил подробный обзор о территориальных характеристиках неравенства в регионах. И снова индекс показал, что между регионами РК существуют значительные различия по шести рассматриваемым компонентам (i) здоровье и базовый уровень жизни; (ii) высшее образование и обучение; (iii) эффективность рынка труда; (iv) размер рынка; (v) технологическая готовность; и (vi) инновации). Региональное неравенство, выявленное в ходе исследования, нельзя игнорировать или считать неизбежным. Некоторые из механизмов, которые, как принято считать, играют роль в снижении пространственного неравенства (например, эффект перераспределения из более богатых регионов в отстающие), недостаточны для обеспечения эффективности и справедливости. Более того, в Казахстане миграционные потоки в городские центры, рассматриваемые в некоторых исследованиях (Glaeser & Kerr, 2009) как основной фактор снижения неравенства в доходах между регионами, часто оставляют отстающие регионы без квалифицированной рабочей силы и с широким спектром проблем, связанных с «утечкой мозгов». Решение проблем регионального развития является отнюдь не лёгкой задачей. Борьба с пространственным неравенством требует согласованных, общегосударственных усилий, охватывающих широкий спектр областей политики. Простого решения проблемы регионального неравенства с помощью компенсационных и перераспределительных мер и щедрых трансфертов от «успешных» к «отстающим» регионам вряд ли будет достаточно для создания более сбалансированной национальной экономической экосистемы. В этом контексте стремление к эффективности за счёт ускорения глобализации и агломерационных сил не гарантирует справедливости, в то время как сосредоточенность исключительно на справедливости, например, за счёт перераспределительной политики, может подорвать эффективность. Поэтому необходимо одновременно добиваться эффективности и справедливости, и ни пространственно-нейтральная, ни основанная на учёте особенностей местоположения территорий политика сама по себе не в состоянии это сделать. Альтернативные варианты политических мер, которые одновременно учитывают соображения эффективности и справедливости, лучше всего подходят для борьбы с причинами бедственного положения территорий и в то же время позволяют максимально использовать потенциал каждой местности. Среди них политика, учитывающая особенности местоположения, с большей вероятностью будет способствовать экономическому развитию каждой территории, создавая больше возможностей для населения. Этот тип политики воздерживается от применения универсальных подходов к разработке стратегий регионального развития и может быть полезен для преодоления состояния «ловушки», в которую могут попасть регионы в результате ограниченной экономической динамики. В конечном счёте, политика, учитывающая особенности региона, основанная на комплексной оценке региональной конкурентоспособности такой, как представленные в отчёте индексы, может иметь решающее значение для извлечения экономических выгод от более тесной интеграции в международные рынки не только меньшинством регионов-лидеров, но и отстающими регионами, которые могут пережить новую фазу инноваций и экономического динамизма, используя свой нереализованный потенциал. Подобные подходы доказали свою успешность в европейских регионах, среди прочих, и они могут оказаться столь же успешными в регионах Казахстана, если будут тщательно реализованы и дополнены комплексными инициативами, направленными на улучшение институционального потенциала страны. Институт экономических исследований будет применять предложенные методологические подходы для дальнейших исследований регионального неравенства.
Просмотров: 2329 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|