О динамике доходов четвёртого уровня бюджета

17.02.2022

О динамике доходов четвёртого уровня бюджета

В рамках реформы местного самоуправления, с 2020 года внедрён самостоятельный бюджет на уровне городов районного значения, сел, посёлков, сельских округов[1], отмечает эксперт АО «Институт экономических исследований» (ERI) Кайсар Нигметов.  

Рисунок 1. Структура доходов местного самоуправления за 2020 и 2021 гг., млрд тенге (по данным КГД МФ РК)

 

По его подсчётам, по показателям 2020 года доходы бюджета местного самоуправления составили 252 млрд тенге, из них порядка 34 млрд тенге, или 13,4%, — собственные доходы и 218 млрд тенге – трансферты из вышестоящего бюджета.

Доходы за 2021 год составили 187 млрд тенге, из которых собственные доходы составили 32 млрд тенге (17,1%), а трансферты – 155 млрд тенге (рисунок 1).


«Причина снижения трансфертов — завершение инфраструктурных проектов в ряде регионов, реализованных за счёт целевых трансфертов и субвенций из республиканского бюджета», — утверждает эксперт.

 

В разрезе регионов собственные доходы представлены на рисунке 2.

 

В 2021 году по сравнению с 2020 годом объём собственных доходов местного самоуправления снизился в десяти регионах, в четырёх регионах отмечается рост: Туркестанская область (+373 млн. тенге), Мангистауская (+61 млн. тенге), Кызылординская (+ 26 млн. тенге), Карагандинская
(+15 млн. тенге).

 

Основной причиной снижения собственных доходов местного самоуправления является освобождение от уплаты налогов субъектов микро- и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, с доходов, полученных за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.

Рисунок 2. Собственные доходы бюджета местного самоуправления за 2020 и 2021 гг. в разрезе регионов, млрд тенге (по данным КГД МФ РК)

 

Доходы IV-го уровня бюджета формируются из налоговых поступлений, различных плат, штрафов, доходов от коммунального имущества и трансфертов из вышестоящего бюджета.

 Если рассматривать структуру налоговых поступлений бюджета местного самоуправления, то 73% от всего объёма поступлений занимают поступления от налога на транспортные средства.

 

Эксперт отмечает, что уплата налога на транспорт физических лиц, ранее осуществлялась до конца года, то есть все поступления зачислялись в бюджет местного самоуправления в декабре, что не позволяло их сразу использовать и прогнозировать. В 2020 году приняты поправки, и срок уплаты налога на транспорт физических лиц перенесён – до 1 апреля года, следующего за отчётным. То есть поступления 2021 года, по сути, являются отложенными платежами 2020 года.

 

При этом не всегда транспорт имеет соответствующую сельскую «прописку», что также снижает поступления в бюджеты сельских округов. Особенно это актуально для сёл, расположенных вокруг областных центров, крупных городов.

 

Поступления от индивидуального подоходного налога снизились
с 9,6 млрд тенге до 5 млрд тенге, при этом их доля снизилась с 29% до 16%.

 

Выросли поступления от такого вида поступлений как «Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы» — со 140 до 246 млн тенге.

 

«Сбор данного вида поступлений зависит от активной работы акимов с местным сообществом и предпринимателями, разъяснением того, что средства будут направляться на решение различных вопросов своего населённого пункта», — пояснил Кайсар Нигметов.

№ п/п

Виды поступлений

2020

год, млн. тенге

Доля от общего объёма поступлений 2020 года, %

2021

год, млн. тенге

Доля от общего объёма поступлений 2021 года, %

 

Итого

33 580

100

31 805

100

1 

Всего по налоговым поступлениям в том числе:

32 552

31 376

1.1.

Индивидуальный подоходный налог, подлежащий обложению самостоятельно физическими лицами

9 647

29

5 086

16

1.2.

Налог на имущество

782

2

1 153

4

1.3.

Земельный налог

2 050

6

1 672

5

1.4.

Налог на транспортные средства

19 933

59

23 220

73

1.5.

Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы

140

0,4

246

0,8

2

Неналоговые поступления

1 029

3

429

1,3

 

Таблица 1. Структура доходов IV-го уровня бюджета за 2020-2021 годы


Следует отметить, что согласно Налоговому Кодексу РК, местные представительные органы областей имеют право повышать размеры базовых ежемесячных ставок платы по наружной (визуальной) рекламе, размещаемой на открытом пространстве за пределами помещений в населённых пунктах и в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования областного значения, не более чем в два раза, в зависимости от месторасположения наружной (визуальной) рекламы. 

Но данным инструментом пополнения бюджета в регионах активно не пользуются.

 

«Введённые в прошлом году прямые выбора акимов городов районного значения, сёл, посёлков, сельских округов позволяют обеспечить подотчётность акима перед населением, повысить оперативность его реагирования на нужды и проблемы местного населения», — считает эксперт ERI.

 С текущего года для дальнейшего расширения доходной базы местного самоуправления на четвёртый уровень бюджета будут переданы следующие виды налогов и платежей:

— единый земельный налог;

— плата за пользование земельными участками;

— поступления от продажи земельных участков;

— плата за продажу права аренды земельных участков.

Должна быть продолжена работа по так называемой «фискальной децентрализации» за счёт передачи дополнительных видов поступлений в бюджет местного самоуправления.

«При этом следует продолжить выработку мер стимулирования местных исполнительных органов и органов местного самоуправления по развитию региональной экономики и увеличению доходов местных бюджетов, снижению зависимости регионов от республиканского бюджета», — заключил эксперт.



[1]   По состоянию на 1 января 2021 года: 2 345 местных сообществ, в том числе 48 городов районного значения, 26 поселков, 85 самостоятельных сёл, а также 2 186 сельских округов, состоящих из 6 231 села и
4 посёлков



Читать в Telegram @ERI_Monitor: 1, 2



Просмотров: 3174
Сохранено: 17.02.2022






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!