От искусства до Big data: что Казахстан может предложить в креативной экономике
04.03.2022
От искусства до Big data: что Казахстан может предложить в креативной экономикеКак Казахстан может заработать на креативной экономике и что для этого нужно С 2016 по 2020 годы доход казахстанского бюджета от креативных индустрий составил порядка 1 трлн тенге. Лидерами стали Алматы, Нур-Султан и Атырауская область: вместе они принесли бюджету 834 млрд тенге. Но креативная индустрия потенциально может дать Казахстану намного больше. Почему этого не происходит сейчас и как исправить ситуацию, выясним в этой статье, подготовленной на основе исследования Министерства национальной экономики Республики Казахстан.Что креативная экономика дает Казахстану
Креативной экономикой в Казахстане в основной занимается микро- и малый бизнес: предприятия этого типа составляют почти 99% от всего объема (36 978 субъектов). На средние приходится 1% (376), на крупные — 0,5% (175). При этом 82% субъектов креативной индустрии — частники. На 2019 год в Казахстане работало 1,3 млн
предприятий малого и среднего бизнеса со
средним годовым доходом 24,3 млн тенге. В том числе в креативной экономике — чуть больше 32 тыс.
предприятий. При этом доходы 92% от общего количества креативных предприятий
превышают средние доходы предприятия МСБ: у креативной экономики высокий
потенциал коммерческой привлекательности. Например, в сегменте IT средний годовой доход составляет 103 млн тенге, в сегменте образования — 101,7 млн тенге, в сегменте кино и телевидения — 86,3 млн тенге. Креативные индустрии показывают высокую валовую добавленную стоимость. За 10 лет в РК этот показатель вырос в три раза, однако доля креативных индустрий в ВВП Казахстана осталась той же — порядка 3%. Креативные индустрии более привлекательны и как работодатели. В креативной экономике Казахстана в 2020 году занято около 310 тыс. человек, или 3,4% от общей занятости. С 2010 по 2020 гг. среднегодовые темпы роста занятости в креативных индустриях достигли 2,8%, а в целом по стране — 0,6%. Быстрее всего в процентном выражении росло число сотрудников в секторах дизайна, искусства и маркетинга. Сколько налогов платит креативная экономика Рассмотрим структуру бюджетных поступлений от
креативной экономики Казахстана по регионам. Мы видим, что доходы 13 регионов и
городов республиканского значения растут больше чем на 10% в год. Лидеры —
Шымкент, Туркестанская область и ВКО. Алматы и Атырауская области, которые находятся в первой тройке по бюджетным поступлениям, оказались в конце списка по уровню прироста доходов: они приносят много, но в Алматы эта сумма в среднем растет всего на 3,8%, а в Атырауской области и вовсе снижается на 28%. Сравните с лидерами по росту: при скромных
натуральных объемах доходов Шымкент, Туркестанская и ВКО показывают рост на
86%, 40% и 29,1% соответственно. Рассмотрим двух лидеров списка — Алматы и
Нур-Султан. В обоих городах больше всего дохода за последние пять лет в КИ
принесло искусство (37% и 39% от общего объема соответственно). Но доходы от
искусства также показывают снижение: на 6% в Алматы и на 5,1% в Нур-Султане. Что же растет? В Алматы это образование, big
data, маркетинг и коммуникации. В Нур-Султане — IT, образование, издательское
дело. Они же находятся в числе лидеров по доходам в натуральном выражении. Теперь рассмотрим картину по всему Казахстану. Основными донорами казахстанского бюджета в креативной экономике являются искусство, архитектура и IT (60% поступлений). При этом образование, IT, Big data показывают высокие темпы роста поступлений в бюджет. Только 6 из 12 отраслей креативных индустрий
имеют положительный среднегодовой темп роста налоговых отчислений. А в разрезе пяти лет доля
бюджетных доходов от креативных индустрий в Казахстане остается примерно на
одном уровне. В креативных индустриях 18% видов деятельности
формируют почти 80% доходов бюджета. Это показывает, что нужно перераспределять
госфинансирование в пользу более приоритетных креативных индустрий. Наибольшие средние годовые темпы роста по валовой добавленной стоимости
показывает ниша организации отдыха и развлечений (10%), а также информационно-методологическое
обеспечение и сопровождение информационных систем (6,4%). Налоговые поступления быстрее всего растут в
разработке ПО (9,5%), архитектуре и информационно-методологическом обеспечении (10%), сопровождении ПО (9,5%) и брошюровочно-переплеточной деятельности
(7,9%). Самый быстрый средний
годовой рост занятости отмечается в брошюровочно-переплеточной деятельности
(10%), производстве и распространении кино, видео и ТВ-продукции (7,9%),
архитектуре (7,6%) и разработке и сопровождении ПО (7%). По среднему годовому
росту инвестиций лидирует деятельности исторических мест (10%), а также производство и распространение кино,
видео и ТВ-продукции (4,8%). В последнем сегменте на 10%
в среднем в год растет и объем выпуска продукции. Однако он
показывает низкие темпы входа на рынок новых субъектов (всего 1,1%). Несмотря на пандемийный 2020 год, больше всего новыми субъектами приросла сфера проведения культурно-зрелищных мероприятий (9,6%). Таким образом, деятельность рекламных агентств, архитектура и разработка ПО являются наиболее экономически зрелыми нишами при относительно низких инвестициях. К социально-значимым нишам можно отнести деятельность по организации отдыха и развлечений, деятельность профессиональных организаций и информационно-методологическое сопровождение ИС. Быстрее всего растут разработка ПО, брошюровочно-переплетная деятельность и архитектура. Какой креатив Казахстана хорошо продается за рубежом Экспорт товаров и услуг казахстанской
креативной индустрии в 2020 году составил $15,2. Главный рынок сбыта —
Пакистан, куда продали картины, рисунки и пастели на сумму $11,9 млн. На втором месте находится экспорт в Кыргызстан на $1,4 млн. В основном это газеты, журналы и прочая печатная продукция (24% от
объема экспорта), часы (8%) и печатные формы (5%). На Германию приходится $0,4 млн (98% печатные формы и 1% — предметы коллекционирования). Россия
экспортировала книги, брошюры и листовки (55%), энергонезависимые устройства
хранения данных (29%) на сумму $0,4 млн. Экспорт в Латвию и
Таджикистан составил $0,2 млн и $0,1
млн соответственно. В другие страны — $0,9 млн. Объем импорта при этом составил $100,1 млн. На Россию приходится $35,2
млн, на Китай — $11,9 млн, на
Южную Корею — $9,6 млн, на Германию — $9 млн. Тайвань импортировал в Казахстан продукцию на $7,4 млн, США — на $5,6 млн. Импорт из прочих стран составил $21,4 млн. В основном это товары и услуги для
издательского дела, журналистики, кино, телевидение и IT. Что не так с господдержкой С 2010 по 2020 годы объем бюджетного
финансирования креативных индустрий составил 18,2 млрд тенге. Сюда входит
субсидирование ставки вознаграждения по займам и гарантирование кредитов. Суммарно с 2010 по 2020 годы почти 97%
господдержки получили четыре сегмента — искусство, образование, кино и
телевидение, издательское дело и журналистика. На оставшиеся восемь сегментов
пришлось чуть более 3%. Получается, что Big data, IT, перевод, архитектура, маркетинг и коммуникации пользуются меньшей государственной поддержкой, хотя растут более высокими темпами и приносят большой доход бюджету. Относительно своего вклада в экономику по
валовой добавленной стоимости креативные предприятия получили в 5 раз меньше
финансовой поддержки от государства, чем предприятия МСБ в других отраслях (хотя разрыв
понемногу сокращается). Для сравнения, в странах с развитой креативной
экономикой на поддержку креативных индустрий тратят в среднем в 19 раз больше
относительно ВВП, чем в Казахстане. Выводы Креативные индустрии в Казахстане обладают
очень высоким экономическим потенциалом. Они показывают более высокую
производительность и доходность, более привлекательны как работодатели. Товары
и услуги креативных индустрий Казахстана могут иметь высокий спрос за рубежом. Но развитие креативных индустрий тормозят два
фактора. Первый — их государственная поддержка в Казахстане сегодня
недостаточна. Второй — существующая поддержка обходит стороной те направления,
которые потенциально могут дать более высокий экономический эффект. В странах с развитыми креативными индустриями
(Австралия, Великобритания, Германия, Испания, Канада, Китай, Южная Корея, США,
Франция и т.д.) самой распространенной мерой поддержки являются нефинансовые
инструменты — кадровая поддержка, консультации и продвижение продукции. На них
приходится 75% всех мер. Финансовую поддержку оказывают преимущественно через
гранты и льготное кредитование. В Казахстане на нефинансовую поддержку
приходится всего 55% всех используемых инструментов. Как исправить ситуацию Проблема развития креативной экономики в Казахстане сегодня активно изучается, ищутся разные пути решения, в том числе Институтом экономических исследований (ERI). Государство также понимает необходимость развития креативной
экономики. В ноябре 2021 года Правительство РК утвердило Концепцию развития
креативных индустрий на 2021-2025 годы. Согласно этому документу к 2025 году
вклад креативных индустрий в экономику Казахстана должен вырасти до 5%;
занятость в креативных индустриях — до 4%; количество субъектов МСП в
креативных индустриях — в 1,5 раза. По итогам реализации Концепции ожидается
формирование 30 тысяч новых рабочих мест, а также рост экспорта продукции
креативных индустрий на 200 млн долларов США. Более эффективными меры по поддержке креативной экономики могут сделать стратегические направления работы: 1. Расширение финансирования и развитие предложения. Стандартные банковские инструменты — льготные кредиты, гарантирование и пр.; новые рисковые инструменты: венчурное, ангельское финансирование, гранты; развитие креативной инфраструктуры. 2. Стимулирование внутреннего спроса. Стимулирование спроса через фискальные и иные инструменты; меры по повышению транспарентности деятельности; организация межотраслевых форумов. 3. Развитие кадров. Образовательные программы для желающих трудоустроиться. 4. Стимулирование экспорта. Экспортное финансирование; организация или участие в международных мероприятиях; создание экспортных офисов. 5. Консультирование. Тренинги по повышению инвест-привлекательности; тренинги по эффективному использованию инвестиций; консультации по созданию/закрытию бизнеса, ведению налогового учета и защите авторских прав. Необходимо перераспределение ресурсов в пользу
более производительных сегментов. Нужно стимулировать инвесторов вкладываться в
них за счет фискальных преференций.
По данным Министерства финансов РК по статье
расходов на культуру, спорт, туризм и информационное пространство за четыре
года с 2018 по 2021 годы суммарно
выделено 1,87 трлн тенге, из них на республиканский бюджет приходится 31%, на
местные — 69%. Ежегодно из республиканского бюджета на развитие культуры,
спорта, туризма и информационного пространства выделяется в среднем ~150 млрд
тенге. То есть бюджет располагает необходимыми средствами, чтобы оказать
большую поддержку креативным отраслям. Казахстан обладает большим потенциалом в
развитии креативной экономики. Уже сегодня в стране работает много талантливых
творцов в самых разных сферах. С должной государственной поддержкой они смогут
составить конкуренцию на международном рынке. Для этого государство готово
оказывать помощь креативной индустрии через финансовые и нефинансовые
инструменты. Исследование по выработке стратегических инициатив и плана развития креативных индустрий на 2022–2023 годы подготовлен при поддержке Официального партнера - АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», ключевого института развития страны. Холдинг «Байтерек» создан 23 мая 2013 года по Указу Президента РК и через дочерние организации поддерживает крупный, средний и малый бизнес, субъектов агропромышленного комплекса страны, отечественных экспортеров и обеспечивает финансовую доступность жилья.
Просмотров: 4272 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|