Система региональных стандартов

09.03.2022

Система региональных стандартов как социально значимая мера госполитики

Система региональных стандартов — это базовый перечень объектов и услуг социальной и инженерно-технической инфраструктур, которыми должны быть обеспечены жители как городских, так и сельских населённых пунктов. Их наличие и доступность формируют целостное представление об уровне качества жизни в регионах и их социальной привлекательности. Кроме того, данная Система помогает лучше понять социальное самочувствие жителей через призму причин социальной неудовлетворенности и миграционных процессов. Поэтому оценке обеспеченности Системой региональных стандартов и её совершенствованию уделяется особое внимание, отмечает эксперт АО «Институт экономических исследований» (ERI) Сауле Самекина.

Система региональных стандартов (далее – Система, СРС) была определена Главой государства как социальная задача, реализация которой направлена на осуществление трансформационного перехода от модели «Инфраструктура к людям» к модели «Люди к инфраструктуре». Еёцель — в обеспечении минимально обязательного уровня доступности объектов и услуг (благ) населению.

 

Задача предусматривает реализацию проектов, связанных со строительством и реконструкцией объектов социальной сферы и инженерно-технической инфраструктуры. К числу таких проектов относится строительство и модернизация школ, больниц, автомобильных дорог, а также строительство и приведение инженерных сетей в соответствие с установленными стандартами. В результате данная мера поэтапно создаст развитую инфраструктуру, повысив тем самым комфортность и социальную привлекательность населённых пунктов вне зависимости от их административно-территориального статуса.

 

Внедрение СРС началось в 2019 году и, несмотря на столь незначительный период реализации, Система уже демонстрирует свою результативность. Прежде всего, был выявлен показатель обеспеченности объектами и услугами СРС в разрезе городских и сельских населённых пунктов.

Почему это важно?

«Информированность об обеспеченности объектами и услугами необходима, во-первых, чтобы обратить внимание на те проблемы, которые снижают качество жизни населения и социальную привлекательность населённых пунктов. Во-вторых, чтобы информация о том, насколько регионы обеспечены всей необходимой инфраструктурой и насколько социальные блага и государственные услуги доступны широкому кругу населения, была использована в качестве основы для внедрения той инклюзивной региональной политики, о целесообразности которой сейчас все говорят», — пояснила эксперт.

По данным на 1 октября 2021 года средняя обеспеченность по городским и сельским населённым пунктам составила 73,6% (см. таблицу).


*ЦСО и ОСНП – Центры сельских округов и опорные сельские населенные пункты

**СНП – сельские населенные пункты

 

Как и ожидалось, существенный разрыв в обеспеченности благами и услугами зафиксирован между городами республиканского значения (по 100%) и остальными категориями городов (в среднем, менее 85%). Однако, несмотря на 100%-ю обеспеченность в Нур-Султане и Алматы, некоторые системные проблемы по-прежнему находятся на повестке дня. Например, перегруженность школ, в результате которой учебный процесс вынужденно выстраивают в три смены.

 

Нехватка объектов социальной и инженерно-технической инфраструктуры наиболее остро ощутима жителями городов Актюбинской области (67,3%), Туркестанской (67,9%), Жамбылской и Карагандинской областей (76,9% и 78,6% соответственно). В частности, можно выделить ряд вопросов, требующих первоочередного решения со стороны государственных органов. Значительная часть городов (44,4%) указала на необходимость строительства и реконструкцию дорог как республиканского/ областного значения (31,1%), так и внутреннего (13,3%).

 

Несмотря на положительную динамику строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов, потребность в обеспечении жильем остаётся одним из социальных приоритетов трети городов Казахстана (26,7%). 

 

Следующей актуальной проблемой для городских жителей является сбор, переработка и утилизация твёрдых бытовых отходов. Как выяснилось, население 13,3% городов имеет лишь частичный доступ к данной услуге.  

 

Конечно же, учитывая социально-экономические диспропорции в развитии городских и сельских территорий, обеспеченность среди сельских населённых пунктов гораздо ниже. Этот показатель варьируется от 49,8% (Акмолинская область) до 64,3% (Мангистауская область), при среднестрановом значении в 56,9% (см. диаграмму).


Если же смотреть в разрезе районов, центров сельских округов и сел, ситуация выглядит следующим образом (см. таблицу):

в районах средняя обеспеченность объектами и услугами90,7%. Максимальная обеспеченность объектами и услугами зафиксирована в Павлодарской области – 97,5%. Наименьшая — в Жамбылской области 82,2%.

в центрах сельских округов данный показатель составляет 65,4%. Лидирующую позицию занимает Павлодарская область – 83,8%, в то время как населённые пункты Туркестанской области обеспечены объектами и услугами лишь на 50,7%.

в сёлах средняя обеспеченность объектами и услугами — всего 48,9%. При этом максимальная обеспеченность объектами и услугами отмечается в СНП Туркестанской области – 57,2%, а наименьшая – в ЗКО – 40,4%.


Сауле Самекина отмечает, что перечень сельских проблем, в решении которых требуется активное участие со стороны госорганов, существенно отличается от городского. Так, в «топе» актуальности находятся объекты, связанные со сферой образования, транспортной инфраструктурой (а именно, отсутствие пунктов обслуживания пассажиров и маршрутов, связывающих сельские пункты с райцентрами и областными центрами), а также с центральным водоснабжением и водоотведением.

 

«На основе результатов оценки можно сделать вывод, что межрегиональная диспропорциональность в обеспеченности социальными и инженерно-техническими объектами и услугами не столь существенна (см. таблицу). Прямая зависимость между типом населённого пункта (город, село) и уровнем обеспеченности СРС обуславливает необходимость акцента на дисбалансах между качеством жизни городского и сельского населения внутри регионов. С это точки зрения диспропорции существенны: в среднем, они превышают 1,5-кратный размер. По отдельным регионам соотношение обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой городских и сельских населённых пунктов превышает 2 раза. В частности, в ЗКО средний показатель обеспеченности городов составляет 100% против 51,3% показателя сел. В Акмолинской области: 88,5% против 49,8%», — утверждает эксперт.


По её словам, приоритетной задачей инклюзивной региональной политики с точки зрения СРС должно стать нивелирование дисбалансов в качестве жизни городского и сельского населения. Нерешённость вопроса диспропорциональности в этом аспекте несёт в себе ряд негативных последствий, связанных с низким социальным самовчувствием и, как следствие, — неконтролируемый переток ресурсов в города и обезлюдивание сельских территорий.

 

Как сейчас используется информация по обеспеченности объектами и услугами СРС?

Особое внимание Правительства уделяется выстраиванию политики по повышению качества жизни сельского населения. В поддержку реализации региональных стандартов в том же 2019 году внедрен проект «Ауыл – Ел бесігі», направленный на улучшение качества жизни на селе через доведение социальной и инженерно-технической инфраструктуры сельских территорий до параметров Системы. В результате были определены сёла с потенциалом развития (3561, в том числе 1 173 опорных и 2 388 спутниковых села), проанализирован уровень их обеспеченности в разрезе объектов и определен приоритет в финансировании именно тех проектов, которые повысят социальную привлекательность региона.

За 2019-2020 годы в рамках «Ауыл – Ел бесігі» было построено 150 новых и отремонтировано 1 360 объектов, а также создано около 15 тысяч рабочих мест. На сегодня работа в данном направлении продолжается.


Читать в Telegram @ERI_Monitor: 1, 2



Просмотров: 3170
Сохранено: 10.03.2022






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!