Экспертное мнение: Дина Бектлеева

14.07.2022

Из выступления Главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства 

«Үкіметке ішкі экономикалық ресурстарды жұмылдыратын жаңа тәсілдер әзірлеуді тапсырамын. Бұл ретте, халықты өзге аймақтарға көшіру бағдарламасын түбегейлі қайта қарау керек. Біз тарихи Отанына оралған қандастарды толық қолдаймыз. Бірақ, тек Маңғыстау өңірімен шектелуге болмайды. Басқа облыстарға, соның ішінде өндірісі дамыған аймақтарға қоныстануға болады. Біз қажетті жағдайды жасауға дайынбыз.

Қазіргі заманда өңірлерде, елдерде, тіпті, құрлықтарда жұмыс күшінің көші-қоны жүріп жатыр. Бұл заңды құбылысқа айналды. Осы үрдіске біздің азаматтар да үйренуі керек. Көрші елдердің азаматтары бұл жағдайға жақсы бейімделді. Біз қандастарымыздың барлық салада, соның ішінде мемлекеттік қызметте жұмыс істегенін қалаймыз.
Олар Жаңа Қазақстанды құруға өз үлесін қосады деп сенемін».

Согласно постановлению правительства «Об определении регионов для расселения кандасов и переселенцев», в список регионов для расселения кандасов входят Акмолинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская области. Также добавлена Абайская область.

Это список регионов, в которых на протяжении многих лет механический прирост, несмотря на действие программ переселения, остаётся отрицательным. Как показывают статистические данные, отрицательное сальдо миграции в Казахстане наблюдается во всех регионах, кроме городов республиканского значения и Мангистауской области.

Получается, людей переселяют в регионы, откуда местное население мигрирует.

В чём причины такого миграционного поведения?

Условно их можно разделить на субъективные (личные мотивы людей, которые государство регулировать не может, но может изучать и учитывать) и объективные (которые государство может регулировать – это социально-экономическая привлекательность: доходы, занятость, жилье, качество социальных услуг и т.д.).

«Другими словами, объективными факторами миграции можно назвать межрегиональные диспропорции в уровне социальной привлекательности», — отмечает ведущий эксперт Центра АО «Институт экономических исследований» Дина Бектлеева.

Подтверждений тому много, и одни из них — результаты оценки обеспеченности населенных пунктов РК социальными объектами и услугами по Системе региональных стандартов (СРС). Так, в городах республиканского значения уровень обеспеченности составляет 86,5%, в регионах — не более 60,5% (в частности, в регионах переселения: Абайская область – 44,1%, Акмолинская область – 55,1%, Атырауская область – 50,4%, Восточно-Казахстанская область – 52,3%, Западно-Казахстанская область – 51,4%, Костанайская область – 58,4%, Павлодарская область – 60,1%, Северо-Казахстанская область – 59,7%).

Итак, одним из путей к регулированию объективных факторов миграционного поведения является повышение социальной привлекательности регионов через рост уровня обеспеченности объектами и услугами регионов по СРС.

Для влияния на субъективные факторы необходима информация, то есть исследования причин миграции населения на постоянной основе.

 

 

 



Просмотров: 1529
Сохранено: 14.07.2022






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!