Cотрудничество Казахстана с ОЭСР
30.08.2020
28 августа в Институте Экономических исследований состоялся семинар, посвященный сотрудничеству Казахстана с ОЭСР. Спикерами онлайн-семинара выступили эксперты Центра развития предпринимательства и Центра региональных исследований ИЭИ: Алибек Райпов, Дана Гафятуллина, Сандугаш Мусабекова, Канат Толубаев. В Стратегическом плане развития РК до 2025 года предусмотрена главная цель – добиться качественного и устойчивого подъема экономики, ведущего к повышению благосостояния людей на уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В этой связи, основной целью сотрудничества Казахстана с ОЭСР является поддержка национальной задачи по вхождению в 30-ку наиболее развитых стран мира. За прошедшее десятилетие наша страна проделала стремительный путь в этом направлении. На сегодняшний день Казахстан входит в четверку стран, с которыми была подписана Страновая программа сотрудничества ОЭСР. По итогам реализации двух этапов (2015-2016гг., 2016-2017гг.) программа позволила провести значимые структурные и институциональные реформы, основанные на лучших практиках и стандартах ОЭСР. По таким направлениям, как наука и образование, конкурентная политика, государственное управление, нами уже достигнут высокий уровень гармонизации с нормами ОЭСР и накоплен положительный потенциал сотрудничества. Говоря об экономической и социальной сферах – Казахстан так же стремится к стандартам ОЭСР. Однако для их достижения, по-прежнему необходима масштабная законодательная работа внутри страны. Области совершенствования на уровне государства Диверсификация и устойчивость ОЭСР акцентирует внимание на чрезмерной зависимости государственных финансов РК от нефти, в этой связи рекомендует проведение ряда мер для диверсификации производства, включая адаптацию текущей промышленной политики к изменениям обстоятельств; переоценку основных функций промышленной политики и ответственных органов; Привлечение финансирования для экономики Действия Правительства должны гарантировать, что суверенный рейтинг не понижен, в том числе путем устойчивого дефицита бюджета и прозрачных, стабильных стратегий управления для оффшорных резервов, включая Национальный нефтяной фонд. Необходимо усиление доступа банков к оптовому финансированию. Кроме того, управление сводного Пенсионного фонда должно быть направлено на эффективное безопасное инвестирование средств в долгосрочной перспективе. Переход к плавающему курсу валюты, инфляционное таргетирование денежно-кредитной политики должны стабилизировать отток средств. Экологическое регулирование Стандарты качества окружающей среды должны быть пересмотрены в свете международного опыта и отечественных возможностей на технических возможных и исполнимых уровнях. Крупным объектам загрязнения окружающей среды следует отказаться от командно-административного регулирования, которое предполагает только наказания - необходимо стимулировать объекты путем комплексного предотвращения и контроля загрязнения. Приватизация и роль государства в экономике На настоящий момент в Казахстане нет единого субъекта собственности, осуществляющего право собственности от имени государства. Комитет государственного имущества осуществляет полномочия от имени правительства и обладает имущественными правами во всех республиканских структурах. По решению правительства он делегировал права использования и владения ряду ответственных отраслевых министерств, которые осуществляют права собственника на объекты. Кроме того, существует структура юридически независимых национальных управляющих холдинговых компаний, которые являются непосредственными владельцами десятков предприятий, включая наиболее важные отрасли. Все это отклоняется от принципа единой собственности. Централизованный субъект по праву собственности будет уместно разместить в КПМ, учитывая важность государственных предприятий в экономике Казахстана. Субъект по праву собственности должен быть подотчетен Парламенту и развивать единую систему отчетности о состоянии собственности, издавать совокупный отчет как минимум один раз в год. Таким образом – на повестке усовершенствование экономической политики. С этой целью пересматриваются государственные документы – дополняются отдельные статьи законодательства. Кроме того: - Принят ряд мер по индустриализации: Государственная программа индустриально-инновационного развития Республики Казахстанна 2020-2025; Дорожная карта бизнеса 2025. - Разработан комплексный план приватизации на 2016-2020гг, обозначены целевые индикаторы. - С 2015 года правительство и Национальный банк Республики Казахстан приняли решение приступить к реализации новой денежно-кредитной политики, основанной на режиме инфляционного таргетирования. - В рамках МФЦА создан Комитет по регулированию финансовых услуг, функции которого изложены в статье 12 Конституционного закона - В части экологического развития утвержден Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов на 2018 - 2020 годы. Области совершенствования на уровне регионов ОЭСР уделяет большое внимание региональному развитию как фактору роста экономики. Экспертами ИЭИ выделено три основных направления для исполнения рекомендаций и проведении дальнейших реформ: - дальнейшая децентрализация власти в регионах через усиление институтов местного самоуправления; - выборность акимов, налоговая децентрализация, прозрачный бюджет; - разработка комплексного подхода в территориальном планировании и землепользовании, с учетом вопросов экономического развития, социального благополучия, обеспеченности жильем, коммунального хозяйства и транспортного планирования; - усовершенствование и упрощение политики внутренней миграции для ее стимулирования и учета в градостроительном проектировании. При выработке рекомендаций по региональному развитию ОЭСР руководствуется следующими принципами: развитие инноваций, энергосбережение, защита окружающей среды. Для соответствия стандартам ОЭСР Казахстану необходимо: - усовершенствовать систему сбора и обработки статистической информации на всех административных уровнях; - обеспечить цифровизацию и унификацию всех государственных баз данных, порталов и услуг; - координировать работу государственных органов. Дело за «малым» Казахстан участвует в 37 рабочих органах Организации, из них: в 18 комитетах и рабочих органах – статус «приглашенного», в 10 комитетах и рабочих органах – статус «участника», в 2 комитетах – статус «ассоциированного члена», в 7 структурах – статус «партнера». Также Казахстан присоединился к 20 правовым инструментам: 12 рекомендациям, 6 декларациям, 1 конвенции и 1 плану действий. Сотрудничество Казахстана с ОЭСР контролируется всеми 38 странами-участницами и профильными комитетами (таковых около 30). Единогласным решением этих стран в конечном итоге происходит присоединение к ОЭСР. Государство принимают в каждом комитете Организации - сначала в качестве временного, а затем постоянного наблюдателя. После вхождения в ОЭСР для Казахстана будет доступен опыт ее членов во всем многообразии. Кроме того, ОЭСР известна своей масштабной аналитической работой, в том числе, в таких важных для Казахстана областях, как инвестиции, корпоративное управление, экология. Ценность выкладок аналитиков Организации для Казахстана трудно переоценить. Таким образом, вступление в ОЭСР является, пожалуй, самой важной мотивирующей целью для современного Казахстана. Молодая амбициозная страна, ставящая перед собой высокие цели, должна ориентироваться на опыт лучших. Дело за «малым» - работать и самосовершенствоваться. Справочно: Потенциальным странам-кандидатам предлагается принимать во внимание следующие основные блоки: Во-первых, состояние готовности страны к вступлению в ОЭСР определяется присоединением к следующим важным международным конвенциям, декларациям и рекомендациям: 1. Декларация о международных инвестициях и Многонациональных предприятиях и связанных инструментов - Казахстан присоединился к Декларации 20.06.2017г. 2. Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в процессе международных бизнес операций - Казахстан не присоединился к Конвенции. 3. Свод по либерализации движения капитала и текущих невидимых операций - Казахстан не присоединился к Конвенции. 4. Рекомендация по принципам корпоративного управления - Казахстан не присоединился к Рекомендации. 5. Рекомендация по Принципам для внедрения интернет политики - Казахстан присоединился к Рекомендации 07.11.2018г. 6. Рекомендация по надлежащей статистической практике - Казахстан не присоединился к Рекомендации. Во-вторых, «зрелость» институциональной системы также рассматривается странами ОЭСР, как критерий для вступления. Институциональная развитость страны рассматривается через позиции страны в признанных глобальных рейтингах, как Индекс человеческого развития, Индекс восприятия коррупции, Индекс верховенства права и др. В-третьих, в Критериях отмечена важность качественного участия страны в комитетах и других рабочих органах ОЭСР. Также особо значимым при оценке Казахстана в процессе присоединения к ОЭСР будет вопрос активного участия в данных рабочих органах -«Инклюзивная группа по борьбе с минимизацией налогообложения и выведением прибыли» и «Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией по вопросам налогообложения». В-четвертых, страна должна соответствовать 22 основным макроэкономическим индикаторам, которые являются усредненными среди стран-членов ОЭСР. Это такие индикаторы как: - Население; - Площадь страны; - ВВП, ППС (в постоянных ценах 2010 г.); - ВВП, ППС на душу населения (в постоянных ценах 2010 г.); - Сельское хозяйство, добавленная стоимость (% от ВВП); - Производство, добавленная стоимость (% от ВВП); - Услуги и т. д., добавленная стоимость (% от ВВП); - Государственные расходы на конечное потребление (% от ВВП); - Экспорт товаров и услуг (в постоянных ценах 2018 г.); - Экспорт товаров и услуг (% от ВВП); - Импорт товаров и услуг (в постоянных ценах 2018 г.); - Импорт товаров и услуг (% от ВВП); - Баланс текущего счета (% от ВВП); - Запасы внешнего долга (% от ВНД); - Инфляция, потребительские цены (годовой %); - Трудовые ресурсы, всего; - Безработица, всего (% от общей рабочей силы, смоделированная оценка МОТ); - Официальная помощь в целях развития (ОПР) (в соответствии с определением Комитета помощи в целях развития); Приток прямых иностранных инвестиций - Номинальная (долл. США, на конец 2018 г.); - в% к ВВП; Отток прямых иностранных инвестиций - Номинальная (долл. США, на конец 2018 г.); - в% к ВВП.
Просмотров: 8024 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|