Эксперты ERI обсудили практические возможности Модели расчета затрат на дошкольное образование
24.11.2022
В Астане 23 ноября прошел семинар, посвященный вопросам расчета потребности и разработки Модели расчета затрат на дошкольное образование. Здесь презентовали результаты программы по калькуляции затрат по ЦУР 4.2 и практические возможности использования Модели для Казахстана. Организаторами выступили АО «Институт экономических исследований» (ERI) в партнерстве с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) с участием международных экспертов ЮНЕСКО (Бангкок, Тайланд). Представители государственных органов, частного бизнеса, институты развития и международные эксперты приняли участие в семинаре, который прошел в гибридном формате под модераторством Агапи Арутюнян, старшего экономического советника ЭСКАТО. Субатирай Сивакумаран, начальник отдела Секции финансирования развития ЭСКАТО, отметила поддержку, оказываемую ООН странам-участницам для внедрения механизмов финансирования сферы образования. Нургуль Жанназарова, директор Департамента социальной политики и развития государственных органов МНЭ РК, сообщила о реализации принятых обязательств по достижению целей устойчивого развития в стране: «На сегодня функционирует Координационный совет по ЦУР, с текущего года председательство Совета поднято до уровня Премьер-Министра; сформирована правовая основа; утвержден перечень национальных индикаторов ЦУР и ведется работа по их имплементации в документы СГП». Куртмолла Абдулганиев, руководитель Офиса Постоянного координатора ООН в Казахстане, отметил внедрение в стране механизмов финансирования, включая КНМФ (комплексный национальный механизм финансирования) и Индекс благополучия детей, одним из параметров которого является оценка доли расходов на детей – детский бюджет. Руслан Султанов, председатель правления ERI, озвучил необходимость обеспечения детей качественным дошкольным образованием, как основы системы образования и пожелал собравшимся активной дискуссии для выработки методологии внедрения Модели и использования ее в дальнейшем: «Разрабатываемая на основе методологии ЮНЕСКО модель расчета затрат на дошкольное образование будет являться альтернативным инструментом для определения достаточности в финансировании дошкольного образования». Наталья Жумадильдаева, директор департамента дошкольного воспитания и обучения Министерства просвещения РК отметила следующее: «В стране на сегодня действуют почти 11 000 дошкольных организаций государственной и частной форм собственности. Напомним, что основной бум развития дошкольного образования начался с 2010 года по следующим направлениям: строительство новых дошкольных организаций, возвращение ранее приватизированных зданий, развитие ГЧП. В настоящий момент Министерством просвещения РК разработана большая дорожная карта, направленная на дальнейший охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием». Алтынгуль Утебаева, заместитель директора Секретариата по ЦУР ERI, в своей презентации сделала акцент на том, что качественное образование является базой устойчивого развития на всех уровнях (социальный, экологический, экономический). Количество детей и женщин детородного возраста увеличивается каждый год, и необходимы инструменты для расчета достаточного финансирования дошкольного образования. Ньи Ньи Таунг, программный специалист ЮНЕСКО, представил Модель расчета затрат на дошкольное образование, которая была разработана для Казахстана с применением методики ЮНЕСКО: «В финансировании дошкольного образования выделю два подхода: бюджетный и демографический. Представленная модель расчета затрат основана на демографических данных. Расчет ведется от количества детей, которых необходимо охватить дошкольным образованием. Важно планировать процесс предоставления дошкольного образования для всех детей в возрасте до 6-7 лет, его достаточное финансирование и обеспечение качества получаемого образования». Масая Ногучи, консультант ЮНЕСКО, ознакомил участников семинара с расчетами и построением модели, привел расчет затрат на дошкольное образование. В данной модели учитывается сбор и систематизация демографических данных по полу и возрасту, приведены примеры оценки эффективности результатов реализуемых мер в сфере дошкольного образования применяя модель как инструмент принятия решений в реализации политики. Сделаны расчеты трех сценариев и их сравнение. Проект дорожной карты для внедрения Модели расчета затрат на ЦУР 4.2 представила Бакытгул Хамбар, директор Секретариата по ЦУР ERI, предложив обсудить возможность применения Модели в деятельности госорганов. С предложениями по уточнению вводимых в Модель параметров выступила Манара Адамова, директор Института раннего развития, отметив необходимость учета форс-мажорных обстоятельств, временных границ и наглядности распределения средств по регионам. Гульсум Егизбаева, директор филиала Республиканской Ассоциации частных образовательных организаций в г. Астана, выделила 4 параметра для учета данных – здоровье, кадры, программы и пропаганда, призвав шире смотреть на дошкольное образование и учитывать как можно больше факторов влияющих на воспитание и образование подрастающего поколения. Активно дискутировали приглашенные гости Татьяна Адерихина, руководитель программ ЮНИСЕФ по образованию в Казахстане; Бакыт Алтаева, руководитель управления бюджетной политики Департамента бюджетной политики МНЭ РК; Кулянда Батырбекова, вице-президент Национальной Ассоциации инвесторов образования «BilimInvest» и другие. В ходе семинара были обозначены приоритеты и последовательность реализуемой политики в сфере дошкольного образования в Казахстане, озвучены вопросы, требующие решения и дальнейшие шаги по применению Модели и ее адаптации. Как известно, в целом на реализацию мер в рамках национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» на период 2021-2025 гг. предусмотрено 82,6 млрд. тенге. На республиканском уровне государственные финансы, направленные на обеспечение доступности дошкольного воспитания и обучения, показывают рост с 2019 года при расходах в 135 129,5 тыс.тенге., которые по итогам 2021 года увеличились до 221 624,2 тыс. тенге. Анализ ERI показал, что на областном уровне наибольшая доля расходов приходится на реализацию государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования – 65% в 2021 году. На обеспечение деятельности организаций дошкольного воспитания и обучения приходится 22% от общего числа затрат, запланированных для этих целей. На районном уровне сохраняется аналогичная структура. Справочно: ЭСКАТО – Экономическая и Социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана. Учреждена Экономическим и Социальным Советом Организации Объединенных Наций и имеет свою штаб-квартиру в Бангкоке (Тайланд). Отвечает за содействие экономическому и социальному развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. ЮНЕСКО – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Штаб-квартира располагается в Париже, Франция.
Просмотров: 1572 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|