ERI организовал семинар по совершенствованию доступности финансирования МСП
25.11.2022
Семинар стал завершающим мероприятием по проекту ERI и Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) по оценке финансовой инклюзивности МСП в Казахстане.
Мероприятие открыли Председатель Правления ERI Руслан Султанов и Офицер по экономическим вопросам Департамента макроэкономической политики и финансирования развития ЭСКАТО Альберто Исгут. Модераторами выступили Эрик Джамбулов, директор Департамента политики развития предпринимательства Минэкономики, и Старший экономический советник Департамента макроэкономической политики и финансирования развития ЭСКАТО Агапи Арутюнян. Представители министерств национальной экономики и сельского хозяйства Надежда Хен и Шынар Нургазина, а также Фонда развития «Даму» - Алия Агыбаева и Аграрной кредитной корпорации – Герард Бааль, проинформировали спикеров о статусе государственной поддержки МСП и сельскохозяйственной отрасли. Представитель «ООН – женщины» Мария Доценко и Руководитель Центров развития женского предпринимательства НПП РК «Атамекен» Назира Джакипбаева рассказали о реализуемых проектах по повышению доступности финансовых ресурсов для женщин, в том числе из сельской местности. Директор Секретариата Целей устойчивого развития ERI Бахытгуль Хамбар проинформировала о том, что Казахстан находится на начальном этапе реализации Комплексного национального механизма финансирования и обратила внимание на низкую долю бюджетирования ЦУР: «По результатам быстрой комплексной оценки, проведенной ERI в 2021 году, только 58,6% ЦУР имеют взаимосвязь с бюджетными программами (с учетом бюджетов сельских округов)». В формате дискуссии спикеры и участники семинара обсудили причины, сдерживающие развитие качественного предпринимательства, инвестирования в реальный сектор экономики как непосредственно предпринимателями, так и финансовыми институтами, и пути их устранения. «Ситуация дел, когда на все 17 областей, в которых проживает три четверти казахстанцев, приходится лишь 37% от всего кредитования экономики, - это серьезный вызов для финансовой инклюзивности не только МСП, но и экономики в целом» - подытоживала Нургуль Хайдарова. В исследовании Института отмечено отсутствие роста среднего бизнеса, доля которого не превышает 0,2% от всех субъектов МСП на протяжении десятилетий, представленность практически 50% всех предприятий в непродуктивных секторах (торговля, прочие виды услуг), соответственно, превалирование обозначенных секторов в структуре занятости МСП, особенно среди женщин. В 2021 году 57,3% женщин и 34% мужчин были заняты в торговле и прочих видах услуг. Присутствующие на семинаре эксперты согласились отнести к факторам, ограничивающим переход количества МСП – по итогам 9 мес. 2022 года зарегистрировано 1,6 млн единиц – в качество, высокие процентные ставки, жесткую залоговую политику, несправедливо равные условия для МСП и крупных предприятий, снижение компетенции кредитных специалистов, работающих с данной категорией клиентов. Старший исследователь Центра развития экономического моделирования NAC Analytica Зарина Адильханова подчеркнула чрезмерную важность для казахстанского малого и среднего бизнеса в сравнении с остальным миром торгового кредита (кредитов между фирмами в виде отсрочек платежа за товар). «Около 90% крупных предприятий и 70% малых и средних предприятий обращаются к торговым кредитам, тогда как банковские ссуды, другой важный источник внешнего финансирования, получают лишь около 30% крупных предприятий и 10% МСП. Причина такой аномалии может частично объясняться ограниченной доступностью кредитов, особенно для МСП, высокими реальными процентными ставками и ограниченным государственным финансированием для предоставления ссуд под низкие проценты для малых и средних предприятий» - отметила Зарина Адильханова. Представители банковского сектора и МФО, в свою очередь, отметили проблему с недостатком фондирования и связанным с ним рисками. Заместитель Председателя Правления АО «Bank RBK» Ербол Абдугалиев: «В любой балансовой отчетности есть активная часть и пассивная часть, следовательно, если мы говорим о кредитовании, то должны думать и о фондировании. Фондирование для банков – это депозиты клиентов. В качестве живого примера. 75% кредитного портфеля АО «Bank RBK» – это долгосрочные инвестиционные проекты, в большинстве своем – это проекты МСБ. Именно с долгосрочным финансированием и возникает проблема. Вкладчики в любой момент хотят иметь возможность изъять свои депозиты. При повышении базовой ставки клиенты закрывают старые депозиты и открывают новые. В то же время банк уже несет нагрузку по инвестиционным проектам, выданным по старым ставкам, и одновременно у банка растет нагрузка по выплате процентных ставок по депозитам». Ербол Омарханов, директор ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций Казахстана»: «Себестоимость микрокредита определяется стоимостью фондирования. МКО сталкиваются с проблемой отсутствия доступных источников фондирования внутри страны, высокой стоимостью оборотных средств». Говоря о проблемах, спикеры также отметили положительные тенденции: Директор Департамента стратегии и анализа Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Алия Миллер: «В 2022 году сохранилась тенденция роста корпоративного кредитования, наметившаяся в 2021 году после 4 лет отрицательной динамики. Несмотря на новые вызовы, кредитование субъектов МСП за 9 месяцев увеличилось на 6,8% до 8.9 трлн тенге. На положительную динамику оказали влияние и меры регуляторного стимулирования. Так, до 2024 года для снижения нагрузки на капитал при кредитовании МСП для БВУ понижены коэффициенты риск-взвешивания с 75 до 50%, для уменьшения давления на ликвидность банков в условиях краткосрочности фондирования введены смягчающие коэффициенты фондирования – 0,8 при Базельском стандарте 1,0. Для поддержания предприятий в условиях дефицита качественных залогов расширены возможности для использования в качестве залога земельных участков и права на недропользование». Алия Миллер при этом подчеркнула, что все регуляторные меры, направленные на сохранение баланса финансовой устойчивости и поддержания роста качественного кредитования, носят точечный и временный характер. «Одних мер регуляторного стимулирования недостаточно. Необходимо повышать устойчивость корпоративного сектора. Нужно улучшать корпоративное управление, качество отчетности, эффективность корпоративного банкротства» – отметила эксперт. Ербол Омарханов: «По инициативе Ассоциации внесены изменения в Закон «О микрофинансовой деятельности», благодаря которым МФО могут теперь выпускать облигации, привлекать финансирование на фондовом рынке. Совместно с кредитными товариществами прорабатывается вопрос создания адресного фонда на площадке МФЦА.» Главный экономист представительства Азиатского банка развития (АБР) Геннадий Рау: «АБР проводится активная работа с МФО. В частности, в июне подписано соглашение с крупной микрофинансовой организацией Казахстана KMF на заем на сумму 7 млрд тенге (15 млн долларов)». Этот значимый для повышения финансовой инклюзивности в стране проект, так как клиентами МФО являются, прежде всего, женщины, а также жители сельской местности. Представители международных организаций и think tanks заострили внимание на проблемах неэффективности государственной поддержки, также затронутой в отчете ERI. Главный экономист представительства Азиатского банка развития (АБР) Геннадий Рау: «Первый момент. Смещение рисков с БВУ на государство. Когда Даму предоставляет ресурсы БВУ, то БВУ должны проводить свою due diligence перед тем как выдавать кредиты. Многие банки этого не делают, так как субсидированные ресурсы или гарантия государства позволяет выдавать кредиты с большей легкостью. Второе. Субсидирование отрицательно влияет даже на международные финансовые институты. Происходит практически каннибализация частных финансовых продуктов. Даже небольшие проценты АБР, к примеру, 12%, из-за ставки по субсидированным кредитам в 6% не имеют привлекательности для казахстанских компаний». Экономист призвал провести анализ имеющейся практики и изменить подходы государственной поддержки с учетом необходимости развития частного финансирования. В контексте анализа государственной поддержки Зарина Адильханова отметила проблемы развития фаворитизма и чрезмерно низкую долю кредитования обрабатывающего сектора при участии государственной поддержки. Жанибек Айгазин, Генеральный директор AERC: «Увеличение государственной поддержки не есть хорошо, к сожалению, в текущих условиях роста инфляции и базовой ставки, это может произойти. Но это в любом случае финансовая репрессия, каннибализм банковских продуктов, нельзя это забывать. Есть вопросы по отсутствию координации государственной поддержки, как отмечали коллеги ERI, равно как отсутствию качественного роста предпринимательства. В частности, низкой производительности труда, представленности особенно малого и микропредпринимательства в создании non-tradable goods, рассчитанной на внутренний рынок продукции, хотя задача для малых предприятий должна стоять по выходу на внешние рынки ввиду размера казахстанского рынка». Озвучены предложения рассмотреть возможность создания единого портала государственной поддержки и отдельного координирующего института – Корпорации по развитию МСБ. В свою очередь, Главный специалист по финансовому сектору Всемирного Банка Джамбал Ганбаатар поднял тему продуктивности и экологии и призвал финансовые институты стимулировать инвестирование МСП в зеленые технологии: «Одной из внутренних причин замедления экономического роста Казахстана стало замедление продуктивности. Разница в продуктивности МСП Казахстана и остального мира 44%, у России, к примеру, разница в два раза меньше. Продуктивность компаний может быть увеличена за счет внедрения умных зеленых технологий и цифровизации. Согласно опросу Всемирного банка только 17% казахстанских МСП по выборке ответили, что имеют на производстве систему мониторинга выбросов отходов. Это очень низкий показатель. Средний показатель для Центральной Азии и Восточной Европы – 50%. Для развития устойчивости МСП Всемирный банк разрабатывает открытый инструмент для самодиагностики предприятий и определения приоритетов по сокращению углеродного следа». Справочно: Комплексный национальный механизм финансирования (КНМФ или INFF) – это инструмент планирования, нацеленный на разработку ориентированной на ЦУР стратегии финансирования. КНМФ предусматривает интеграцию планирования устойчивого развития с бюджетной и финансовой политикой государства, интеграцию государственного и частного финансирования в целостную стратегию финансирования ЦУР, сотрудничество между партнерами через систему мониторинга и отчетности.
Просмотров: 1651 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|