ТОП-10 ПОСТАВЩИКОВ нефтепродуктов в Казахстан по итогам 9 месяцев 2022 года:

14.12.2022

Как же так! Ведь у нас есть это пресловутое черное золото, а значит, и возможности оставаться вне зоны риска мировых кризисных приливов и отливов!

На самом деле, нефтяная отрасль и все ее ответвления не так очевидны и просты, как может показаться.

За последние десятилетия человечество все больше стремится находить и/или создавать альтернативные источники энергии (АИЭ). И не без успеха. 

Однако несмотря на то, что доля потребления нефти в общем потреблении энергии и снижается, нефть остаётся самым востребованным источником энергии. А рынок нефтепродуктов - одним из стратегически важных и масштабных по своим объемам торговли.

На 2020 год доля возобновляемых источников энергии - около 7%. Поэтому вытеснение нефти АИЭ если и предполагается, то в достаточно долгосрочной перспективе. 

Даже если в далеком будущем нефтепродукты утратят статус основного источника энергии для автомобильного транспорта - использование нефтепродуктов в нефтехимическом производстве, скорее всего, безальтернативно.

Сегодня нефтепродукты на 4-м месте среди всех товарных групп по объему международной торговли. Это объясняется, в первую очередь, высоким уровнем спроса на нефтепродукты как для конечного потребления, так и для дальнейшего их использования в качестве сырья в различных отраслях промышленности.

Рискуя получить звания “Капитана Очевидность”, все же отмечу - мировые экспортно-импортные операции нефтепродуктами неразрывно связаны с международной торговлей сырой нефтью - оно же сырье для нефтепереработки. 

Объемы торговли сырой нефтью обычно примерно в 2 раза превышают объемы торговли нефтепродуктами. Это объясняется неравномерным распределением запасов сырой нефти, а также возможностью многих стран мира нарастить свои нефтеперерабатывающие мощности. 

Всего за 2020 год в рамках экспортно-импортных операций было продано 1095,2 млн тонн нефтепродуктов или на примерно 100 млн тонн меньше, чем в 2019 г. 

География здесь отличается своей стабильностью. В импорте лидирует Азиатско-Тихоокеанский регион (498,7 млн т), на который приходится почти половина мирового импорта нефтепродуктов. Затем идут:
  • Северная Америка (178,1 млн т)
  • Западная Европа (147,7 млн т)
  • Африка (108,8 млн т)
  • Южная и Центральная Америка (95 млн т)
  • Ближний Восток (64,2 млн т)
  • СНГ (3,4 млн т).

Как по импорту, так и по экспорту нефтепродуктов, Азиатско-Тихоокеанский регион занимает лидирующие позиции, в первую очередь, из-за реэкспорта нефтепродуктов в таких странах, как Сингапур, Индия, Южная Корея.

Безусловным лидером по экспорту нефтепродуктов является США с более 20% мирового экспорта.
Россия - на втором месте с 10% от мирового экспорта. Сейчас конфигурация корректируется.
Также крупными игроками на рынке являются такие азиатские страны, как Сингапур, ОАЭ, Южная Корея, Китай, Индия, Саудовская Аравия.

Для мирового рынка нефтепродуктов характерно специфическое распределение между странами - больше половины мирового спроса на нефтепродукты приходится на развивающиеся страны. При этом их доля в мировом спросе стабильно растет, в то время как доля развитых стран имела тенденцию к уменьшению. Однако сейчас все же постепенно увеличивается из-за отказа от ядерной энергетики. 

Еще одна характерная тенденция - несоразмерность объемов торговли нефтепродуктами с объемами торговли сырой нефтью. Дело в том, что сырая нефть используется как в необработанном виде, так и в качестве сырья для производства нефтепродуктов. 

Конечно, необходимо отметить фактор транспортировки - трубопроводный транспорт, самый дешевый для транспортировки сырой нефти по суше и не выгодный для транспортировки нефтепродуктов на большие расстояния. 

Оборудование для транспортировки нефтепродуктов дороже в строительстве и обслуживании, чем нефтепроводы из-за более высокой взрывоопасности нефтепродуктов по сравнению с  сырой нефтью. Поэтому иногда выгоднее транспортировать нефтепродукты морским транспортом, чем по суше. Но из соображений издержек страны чаще всего импортируют сырую нефть, поставляют на свои нефтеперерабатывающие заводы и производят нефтепродукты. 

Для Казахстана развитие рынка нефтепродуктов, повышение его конкурентоспособности отмечается как одно из важнейших приоритетов экономической политики страны.

Да, у нас действует три крупных нефтеперерабатывающих завода: Атырауский нефтеперерабатывающий завод, Павлодарский нефтехимический завод и Шымкентский нефтеперерабатывающий завод. Однако, несмотря на высокую суммарную мощность переработки нефти, текущая загрузка производств РК все же отстает от показателей передовых нефтеперерабатывающих предприятий. 

Основная причина дефицита перерабатывающих мощностей наряду с экономическим ростом и увеличением потребления нефтепродуктов - высокие капитальные затраты на создание новых мощностей, продолжительные сроки окупаемости инвестиций, ужесточение экологических требований.


ТОП-10 ПОСТАВЩИКОВ нефтепродуктов в Казахстан по итогам 9 месяцев 2022 года:

За 9 месяцев 2022 года всего в РК было завезено 326 062 тонн нефтепродуктов - $431,8 млн USD.
1. Россия - 257 049 тонн - $274,4 млн (средняя цена - $1 067/тонну)
2. Бельгия - 7 953 тонн - $21,2 млн (средняя цена - $2 669/тонну)
3. Турция - 6 198 тонн - $20,2 млн (средняя цена - $3 264/тонну)
4. Германия - 4 802 тонн - $19,8 млн (средняя цена - $4 121/тонну)
5. Корея, Республика - 5 923 тонн - $14,2 млн (средняя цена - $2 404/тонну)
6. Кыргызстан - 12 914 тонн - $11,7 млн (средняя цена - $907/тонну)
7. Финляндия - 3 129 тонн - $11,7 млн (средняя цена - - $3 723/тонну)
8. Франция - 4 302 тонн - $11,2 млн (средняя цена - - $2 596/тонну)
9. Нидерланды - 2 203 тонн - $6,3 млн (средняя цена - - $2 859/тонну)
10. Япония - 1 461 тонн - $5,4 млн (средняя цена - $3 716/тонну)


Просмотров: 1569
Сохранено: 14.12.2022






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!