О чем говорят показатели рейтингов? Образование
13.02.2023
О чем говорят показатели рейтингов? Первое направление: образование Мы запускаем рубрику «О чем говорят показатели рейтингов?». Рубрика будет освещать вопросы методологий расчетов отдельных показателей международных рейтингов. Каждый месяц будет посвящен одному направлению. Логичным будет начать с основ, с фундамента качественного человеческого капитала – образования. В частности рассмотрим начальное и среднее образование, через призму «соотношения количества учеников на 1 учителя». Данный показатель в международных рейтингах используется именно при оценке школьного образования. При этом он рассматривается в начальной и средней школе отдельно. Соотношение ученик/учитель играет ключевую роль в обеспечении качества образования. Однако этот индекс не отражает разрывы между регионами, школами внутри страны. В каких же рейтингах учитывается данный показатель? В рейтингах мировой конкурентоспособности (IMD), цифровой конкурентоспособности (IMD Digital) и талантов оценивается соотношение ученик/учитель в начальной и средней школе, инновационном (Global Innovation Index) – средней школе. Все рейтинги используют данные Института статистики Юнеско (UIS). При этом в рейтингах применяются статистические данные с опозданием в среднем на 2-3 года. Справочно: Уровень МСКО-1 (начальное образование) - 1-4 класс, МСКО-2 (основное среднее образование) – 5-9 класс. В Казахстане численность учеников в расчете на 1 учителя в начальной школе намного больше, чем в средней школе. Если соотношение ученик/учитель в средней школе в рейтинге IMD-2022 составляет 8,28 чел., то в начальной школе - 16,8 чел. (данные 2020г.). Согласно результатам рейтингов за последние 8 лет соотношение ученик/учитель в Казахстане имеет неустойчивую динамику. При этом в начальной школе данное соотношение почти стабильно росло до 2020 года, достигнув пикового значения - 19,64 чел. на 1 учителя, тогда как в средней школе наоборот снижалось (6,59 чел.). Соотношение ученик/учитель в рейтингах IMD Какое же «идеальное» соотношение ученик/учитель? Этот вопрос остается открытым по сей день, так как соотношение зависит от множества факторов, включая возраст, академические способности и потребности учеников, компетентность учителей, опыт, навыки и др. Тем не менее, детям младшего возраста требуется больше времени, внимания и взаимодействия с учителем для формирования качественного фундамента в дальнейшем обучении. К примеру, если учитель учит пятерых первоклашек, его внимание рассеяно примерно по 20% на каждом. В Люксембурге, Греции и Польше наименьшее соотношение ученик/учитель - один ребенок получает 11% внимания от учителя. В то же время, в Казахстане учитель, одновременно обучая около 16 детей, уделяет внимание каждому только 6,25%. Несмотря на это, Казахстан опережает Францию (18,8/1), Чехию (18,7/1), Великобританию (19,8/1) и др. Япония, отставая от Казахстана в рейтинге 2015 года, обогнала в 2022 году, снизив соотношение с 17,7 до 15,9 учеников на 1 учителя. Соотношение ученик/учитель в начальной школе Другой вопрос, насколько страновое значение соотношения ученик/учитель применимо ко всем школам Казахстана? К сожалению, ответ на этот вопрос в открытом доступе отсутствует. Статистические данные по количеству педагогов в разрезе начальное/среднее образование позволяют отследить только ситуацию в организациях среднего образования в целом, а информация в разрезе школ отсутствует. Таким образом, анализу подлежат лишь усредненные данные по регионам, которые в действительности дают субъективную оценку, частично отражая реальные проблемы. Так, в региональном разрезе наибольшее соотношение ученик/учитель отмечается в столице (19,26), наименьшее – Северо-Казахстанской области (7,87). Основной причиной высокого уровня рассматриваемого соотношения является дефицит педагогических кадров. Несмотря на рост количества педагогов в организациях среднего образования (за период с 2019-2022 годы рост на 30 тыс.), потребность в квалифицированных кадрах сохраняется. Согласно данным Министерства просвещения в 2021 году потребность в педагогах составляла 3 733 чел., в том числе в городской местности – 1 863, сельской местности – 1 870. Если покрыть этот дефицит, то с учетом численности педагогов общеобразовательных школ на 2020/2021 учебный год – 297 280 чел. и учащихся – 3 481 347 чел., соотношение составит 11,9/1 против 11,7/1. Важным в этом вопросе является квалификация педагога, поскольку квалифицированные учителя играют ключевую роль в обеспечении качества образования. Несмотря на то, что результаты PISA косвенно взаимосвязаны с соотношением ученик/учитель, он является единственным показателем оценки успеваемости школьников. Тот факт, что страны, имеющие соотношение ученик/учитель в начальной школе выше, чем у Казахстана, значительно преуспевают в PISA, свидетельствует о том, что помимо данного соотношения на результат обучения влияет множество других факторов, о которых мы говорили выше. Результаты PISA по чтению
Просмотров: 1926 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|