Формы регионального неравенства в мире и Казахстане
16.02.2023
В последние десятилетия страны все чаще прибегают к пространственно-ориентированным политическим мерам, направленным на сокращение неравенства между территориями. Например, Фонд сплочения Европейского Союза является одним из основных инструментов борьбы с региональным неравенством в странах Европы. Развивающиеся страны, такие как Южная Африка и Китай, также проводят политику борьбы с растущим неравенством в своих регионах - неравенством, которое ограничивает общий экономический рост и угрожает социальной и политической стабильности. Региональное неравенство вызывает растущую озабоченность и в Казахстане. Такой дисбаланс может иметь различные аспекты и часто измеряется по различным параметрам, таким как доход, доступ к качественным образовательным и медицинским услугам. Доход домохозяйства приобретает большее значение, чем индивидуальный доход, поскольку факты свидетельствуют о том, что именно доход домохозяйства определяет потребление и уровень жизни. 20% наименее обеспеченного населения зарабатывают 9,53% от общих доходов, в то время как на 20% наиболее обеспеченных людей приходится почти 40% от общих доходов. Разница в совокупных доходах между 20% наиболее обеспеченного и 20% наименее обеспеченного населения по стране – 4,2 раза. Если посмотреть в разрезе регионов, то в г. Алматы эта разница составляет – 5,1 раза, в г. Шымкенте и Мангистауской области – 2,5 раза. Взаимосвязь между неравенством доходов и экономическим ростом сложна. Некоторое неравенство является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики и стимулов, необходимых для инвестиций и роста. Но неравенство также может быть разрушительным для роста, например, усиливая риск кризиса или создавая трудности для бедных, желающих вкладывать средства в образование. Тем не менее, могут существовать некоторые «беспроигрышные» стратегии, такие как более адресные субсидии, улучшение экономических возможностей для бедных и активная политика на рынке труда, которая будет содействовать занятости. Если рассматривать неравенство как доступность базовых услуг для людей независимо от места проживания, то здесь мы имеем существенные региональные различия. Так, в сельской местности доступ к услугам водоснабжения не имеют 1 384 из 6 293 сёл. Наименьший уровень охвата питьевой водой в городах отмечается в Жамбылской области – 91,9%, в сёлах в Костанайской – 79,6%, Акмолинской – 89,8% и Северо-Казахстанской областях – 84,6%. Образование является преимуществом для повышения уровня жизни, но оно также является стремлением для многих людей. Даже относительно физической доступности безопасного и комфортного объекта социальной инфраструктуры у нас имеются межрегиональные разрывы. Так, по состоянию на 1 ноября 2022 года, в стране 37 школ (или 0,54% от общего числа дневных общеобразовательных государственных школ) признаны аварийными, в 142 школах (или 2,06% от общего числа дневных общеобразовательных государственных школ) ведётся трёхсменное обучение. Всё ещё имеются школы с надворными туалетами и без горячей воды. Кроме того, существует разрыв в инфраструктурном обеспечении городских и сельских школ. Безусловно, состояние здоровья важно само по себе, но оно также важно для осуществления трудовой деятельности, которая, в свою очередь, ведет к благополучию. В сельских местностях страны доступ к качественным медицинским услугам затруднён. 228 сельских населённых пунктов не имеют собственных медицинских объектов, изношено свыше 50% медицинской инфраструктуры организаций первичной медико-санитарной помощи. Действующие районные больницы не в полной мере могут оказывать экстренную медицинскую помощь при инфарктах, инсультах, травмах и других состояниях с соблюдением принципа "золотой час", а также предоставлять специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь без необходимости посещения крупных городов. Изучение различных аспектов регионального неравенства посредством анализа данных о благосостоянии населения ре6гионов необходимо для полного понимания того, как и по каким направлениям в Казахстане проявляется территориальное неравенство. Дальнейшее сокращение критических разрывов в инфраструктурном неравенстве может быть осуществлено посредством введения и корректировки мер региональной политики, реформирования межбюджетных отношений и прочего.
Просмотров: 1307 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|