О чем говорят показатели рейтингов?

20.02.2023

В продолжение темы образования как одного из структурных компонентов человеческого капитала.

Сегодня рассмотрим высшее образование через призму международной привлекательности высших учебных заведений страны.

Одними из основных переменных, характеризующих востребованность казахстанского высшего образования среди иностранных студентов, являются следующие показатели международных рейтингов: 
  • Входящая студенческая мобильность, IMD и IMD Talent (количество иностранных студентов обоих полов, в системе высшего образования, обучающихся в данной стране на 1000 жителей);
  • Чистый поток иностранных студентов, IMD Digital (количество международных мобильных студентов, обоих полов, в системе высшего образования, прибывающих из-за рубежа, обучающихся в данной стране, минус выезжающих из данной страны на 1000 жителей);
  • Въездная мобильность в сфере высшего образования, GII (Глобальный инновационный индекс) (доля иностранных студентов от общего числа студентов обоих полов, в системе высшего образования в этой стране).

Согласно данным БНС АСПР РК в 2021–2022 учебном году всего в вузах Казахстана обучались 575,5 тыс. студентов, из них 28,2 тыс. человек, или 4,9%, являются иностранцами. Для сравнения, доля иностранных студентов в 2020 году составила: в Великобритании – 20,2%, Канаде – 18,2%, Франции – 9,2% (data.uis.unesco.org).


Доля иностранных студентов в разрезе стран прибытия
(в 2021-2022 учебном году)

Основными странами, из которых в Казахстан прибывают студенты, являются Узбекистан (каждый второй студент-нерезидент), Индия (каждый пятый), Туркменистан, Российская Федерация, Монголия, Китай, Кыгызстан и др. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отечественное высшее образование привлекательно в основном для студентов из азиатских стран. 


Динамика численности и доли иностранных студентов

В период с 2019 по 2021 годы наблюдается отрицательная динамика по численности и доле иностранных студентов, что связано с резким оттоком студентов из Узбекистана в 2020-2021 учебном году. 

Одним из основных факторов, повлиявших на это, стала политика Узбекистана, обеспечившая возможность перевода в отечественные вузы без дополнительных экзаменов (Постановление Министерства высшего и среднего специального образования Узбекистана).

Анализируя динамику значений Казахстана в разрезе вышеуказанных рейтингов можно отметить расхождение в данных национальной и международной статистик.

Положительная динамика позиций страны по показателям в рейтингах IMD, IMD Talent, IMD Digital и GII объясняется тем, что при расчете вышеуказанных показателей Институтом статистики Юнеско (UIS) используются данные с опозданием в среднем на 2-3 года.


Динамика значений Казахстана
по показателям международных рейтингов

Данные по чистому потоку иностранных студентов указывают на наличие проблемы образовательной миграции. Согласно последним доступным данным Института статистики Юнеско количество выезжающих из страны студентов значительно превалирует число прибывающих иностранных студентов (в 2020 году за рубежом обучались 90,3 тыс. казахстанских студентов). 

Таким образом, вышеотмеченное свидетельствует о том, что казахстанское высшее образование остается неконкурентоспособным, как для местных выпускников школ, так и иностранных, усугубляя проблему «утечки мозгов». 

В данном контексте, актуальна реализация мер, инициированных Главой государства, по повышению доступности высшего образования, а также открытию в Казахстане филиалов авторитетных зарубежных вузов.
 
Их своевременность и эффективность повлияет не только на усиление интернационализации высшего образования, но и мотивацию молодых казахстанцев к обучению в пределах страны с последующим внесением вклада в ее развитие.




Просмотров: 1375
Сохранено: 20.02.2023






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!