От качества местных дорог зависит межрегиональная территориальная связанность
02.03.2023
Казахстан занимает 93-е место среди 137 стран по качеству автомобильных дорог. Об этом говорится в прошлогоднем отчете-рейтинге Всемирного Экономического Форума. Оценка вполне объективная, имея в виду, что из 320 критериев, используемых ВЭФ для оценки конкурентоспособности стран, 94 относятся к качеству инфраструктуры. Специалисты АБР подсчитали, что повышение на 1% качества автодорог в Казахстане приведет к увеличению экспорта на 3,7% и импорта на 2,7%. А Всемирный Банк отмечает, что такое улучшение может привести к увеличению количества рабочих мест до 0,4%. Из общей протяженности (96 тыс. км) автомобильных дорог в Казахстане 25 тыс. км составляют республиканские трассы и 71 тыс. км – местные автодороги, в т.ч. 8,6 тыс. км (34%) автодороги I и II технических категорий. Нормативным требованиям соответствуют 91% республиканских и 85% местных автодорог. Главой государства поставлена задача в 2025 году довести до нормативного уровня 100% республиканских и 95% местных дорог. Низкое техническое состояние дорог отрицательно сказывается на уровне безопасности движения. Показатели аварийности и смертности после дорожно-транспортных происшествий не снижаются, так в 2021 году в стране произошло 13,9 тыс. ДТП, пострадали 18,1 тыс. и погибли 2,3 тыс. человек. Всемирный банк оценивает ежегодный ущерб от ДТП в Казахстане в сумму 7 млрд. долл. США. Одним из главных факторов этого являются несоответствие дорожной инфраструктуры нормативным требованиям по безопасности дорожного движения. Такое положение обусловливает и повышенные издержки для автоперевозчиков, на долю которых приходится более 80% объемов перевезенных грузов и более 25% грузооборота (за исключением трубопроводного). Традиционно автодорогам, входящим в состав восьми транспортных коридоров, правительство уделяет больше внимания и задача их модернизации будет решена относительно скорее. Местная же сеть финансируется слабее, результатом чего остается слабый уровень развития автодорог в регионах, особенно в трех областях – Западно-Казахстанской, Актюбинской и Атырауской. При этом отметим, что за последнее время ситуация имеет тенденцию к улучшению. Согласно расчетам, в регионах до 2025 года необходимо будет построить и отремонтировать более 14 тыс. км автодорог, предусматривая выделение на эти цели ежегодно около 400 млрд. тенге плюс около 85 млрд. тенге на содержание отремонтированных дорог. Несмотря на то, что согласно Бюджетному Кодексу, трансферты на развитие местных автодорог выделяются на паритетной основе (50% из республиканского и 50% из местного), не всегда акиматы регионов соблюдают эту пропорцию. Так, в 2022 году на строительство и реконструкцию местной сети было выделено 372,3 млрд. тенге, из них из республиканского бюджета 278,9 млрд. тенге, а из местного лишь 93,4 млрд. тенге. Показательно также то, что финансирование контроля качества и диагностики состояния республиканских дорог осуществляется за счет республиканских средств и при этом охватывается вся сеть. А для местной сети средства выделяются акиматами на их усмотрение и не всегда финансирование производится на достаточном уровне. Как следствие, для дорог в регионах характерно слабое качество, далеко не все имеют твердое покрытие (лишь 18 тыс. км или 26% имеют асфальто-бетонное покрытие, остальные 52 тыс. км, или 74% покрыты гравием, щебенкой и грунтом). Правомерно поднимается вопрос необходимости пересмотра критериев оценки качества автодорог в части вывода дорог из гравия, щебня и грунта из числа находящимся в удовлетворительном состоянии. В Концепции развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года записано, что одними из ее основных направлений являются приведение и поддержание транспортной инфраструктуры в соответствии с национальными и отраслевыми стандартами в области безопасности движения и развитие недостающих транспортных связей. В целом, развитие сети местных дорог должно быть направлено на улучшение связанности райцентров с опорными сёлами и городами в областях. При этом сёла будут связаны дорогами с твёрдым покрытием с центрами сельских округов и районными центрами, в то время как районные центры, моно и малые города будут соединены с областными центрами.
Просмотров: 1578 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|