«О чем говорят показатели рейтингов?»
15.08.2023
В этом месяце мы подробнее рассмотрим показатели рейтингов по международной торговле. Сегодня на повестке дня экспорт креативных товаров. На сегодняшний день в международно-правовом сообществе нет единого определения термина креативной экономики. Конференция ООН по торговле и развитию (далее – ЮНКТАД) определяет креативные отрасли как циклы создания, производства и распределения товаров и услуг, в которых творчество и интеллектуальный капитал используются в качестве основных ресурсов. Они включают виды деятельности по производству материальных товаров и нематериальных интеллектуальных или художественных услуг с творческой составляющей и экономической ценностью, предназначенных для продажи на рынке. Справочно: ЮНКТАД составлен перечень 197 креативных товаров, которые относятся к следующим подкатегориям:
Данное определение и составленный, исходя из него, перечень креативных товаров, применяются в качестве основы в национальных законодательствах большинства стран. Согласно Доклада ЮНКТАД по результатам Международного года креативной экономики от 7 октября 2022 года, лидирующие позиции по объему экспорта креативных товаров занимают развивающиеся страны, тогда как развитые страны в 4 раза опережают по показателю экспорта креативных услуг (в 2020 году креативные товары и услуги составили 3 % и 21 % от общего объема экспорта товаров и услуг соответственно). Культурные и креативные отрасли обеспечивают 6,2% всех рабочих мест (почти 50 млн)во всем мире. При этом в сравнении с другими секторами экономики большее количество занятых составляет молодежь в возрасте 15-29 лет. В торговле креативными товарами доминирует продукция дизайна(62,9% общего объема экспорта креативных товаров), за которыми следуют товары новых медиа-технологий (13,4%), изделия художественных промыслов (8%), произведения изобразительного искусства (6,2%), издательская продукция (5,4%), аудиовизуальные материалы (3,1%) и продукция исполнительского искусства (1%). Среди дизайнерских товаров основными экспортируемыми товарами являются товары для дизайна интерьера (20,1% от общего объема креативного экспорта), модная одежда (15,9%), ювелирные изделия (15,3%) и игрушки (11,4 %). Показатель по доле экспорта креативных продуктов представлен в Глобальном индексе инноваций. Он рассчитывается на основе статистических данных ЮНКТАД, ВТО и ЮНЕСКО, как доля экспорта креативных товаров в совокупном экспорте страны. В рейтинге 2022 года Казахстан расположился на 79 местесреди 131 стран со значением 0,2%. В сравнении со странами ЕАЭС, страна отстает от Армении (0,8%), Беларуси (0,7%), России (0,4%),расположившихся на 52, 53 и 67 местах соответственно, но опережает Кыргызстан (0,1%), который занял 88 место в рейтинге. Первую пятерку рейтинга возглавляют Китай (13,1%), Гонконг (12,7%), Чехия (12,5%), Мексика (11,9%) и Малайзия (9,3%). Чем же примечателен опыт Мексики? Мексика, будучи лидером по экспорту креативных товаров, среди основных отраслей в данной сфере выделяет дизайн, музыку, новые медиа и народные промыслы. На динамичное развитие и рост экспорта в сфере креативной индустрии в стране влияет ряд факторов:
Также в стране активно разрабатываются программы для развития креативной индустрии, в частности в сфере кинематографии, на государственном уровне проводятся мероприятия по привлечению иностранных производителей для развития ниши. Несмотря на положительную динамику позиций страны с 2019 по 2022 годы (рост на 14 позиций), доля экспорта креативных товаров остается на одном уровне в течение последних 3-х лет (0,2%). Справочно: В ежегодном рейтинге используются данные с опозданием на 2 года, так в рейтинге 2022 года приводится информация за 2020 год. Одним из основных факторов, повлиявших на низкие доли экспорта креативных товаров в Казахстане в течение последних лет, является отсутствие институциональных основ. Таким образом, отсутствие утвержденного перечня видов экономической деятельности, относящихся к креативной индустрии, не позволяло вести точный статистический учет основных показателей в отрасли(вклад отрасли в экономику, занятость и количество субъектов МСП в отрасли) и, соответственно, проводить эффективную политику по развитию креативной индустрии. В этой связи, сравнительно недавнее закрепление понятий «креативные индустрии» и «креативная деятельность» на законодательном уровне (30 декабря 2022 года приняты законодательные поправки в Закон Республики Казахстан «О культуре» и Предпринимательский кодекс РК), а также утверждение перечня видов экономической деятельности, относящихся к креативной индустрии (Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 июня 2023 года № 448) окажет положительный эффект на развитие отрасли, определив креативную индустрию в качестве отдельного сектора экономики, на который будут распространяться меры государственной поддержки, что в свою очередь должно способствовать развитию и увеличению объема экспорта в сфере креативной индустрии. Справочно: В перечень видов экономической деятельности, относящихся к креативной индустрии, вошли 43 основных вида экономической деятельности, среди которых кино и анимация, библиотеки и музеи, ювелирное дело, культурно-досуговые учреждения, культурное наследие, музыка, архитектура и мода, телевизионные программы, фотография, народные промыслы, IT и геймдевелопмент.
Просмотров: 1137 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|