Открытый диалог на тему: «Нормотворчество в системе обеспечения экономического роста», часть 2

08.12.2023

29 ноября т.г. в стенах Института экономических исследований (далее – Институт) был проведен Открытый диалог на тему: «Нормотворчество в системе обеспечения экономического роста», в рамках которого было рассмотрено три блока вопросов.


 
Второй блок вопросов был посвящен роли общественных обсуждений в нормотворчестве, а также цифровизации законотворческого процесса.

Исполнительный директор ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана» Мурат Омашев, обратил внимание участников мероприятия  на роль общественных обсуждений в нормотворчестве и отметил ключевые проблемы использования данного инструмента, среди которых – формальный подход. Так, согласно действующему законодательству государственному органу-разработчику НПА для неисполнения рекомендаций общественных объединений достаточно направить им мотивированный ответ.

 

Координатор Центра архитектуры «электронного правительства» РГП ПХВ «Центр поддержки цифрового правительства» Адильбек Булатов предложил рассматривать нормотворческий процесс как бизнес-процесс и оптимизировать его с помощью цифровизации.

Третий блок вопросов был посвящен обсуждению преимуществ и недостатков разработки рамочных законов и законов прямого действия. Модератор Заместитель Председателя Правления Института Кайсар Нигметов акцентировал внимание участников Открытого диалога на актуальности рассматриваемой темы. Было отмечено, что в международный практике широко используются так называемые «рамочные» или «скелетные» законы, суть которых в исключении чрезмерной детализации.

 

Следует отметить, что в стране в целях повышения эффективности и оперативности принятия решений проводится ревизия законодательных актов на предмет излишней (чрезмерной) законодательной регламентации норм, которые должны отражаться в подзаконных правовых актах. 

Далее модератор вынес на обсуждение вопрос, насколько с одной стороны принятие рамочных законов дает гибкость и оперативность управленческим решениям, а с другой стороны, сохранится ли баланс законодательной и исполнительной ветвей власти и не возникнет ли  риск «законодательной инфляции». 

Исполнительный директор по вопросам нормотворчества РГП ПХВ «Институт парламентаризма», кандидат юридических наук, ассоциированный профессор, Алмас Канатов, поделился своим видением по проводимой реформе по исключению излишней (чрезмерной) регламентации норм и отметил, что казахстанское законодательство состоит из 300 законов и около 180 тысяч подзаконных НПА. При этом, не все разработчики законопроектов соблюдают требование по регулированию на уровне законов только 11 важнейших общественных отношений, установленных Конституцией РК.


Далее спикер перешел непосредственно к проблемным вопросам нормотворческого процесса, в том числе отметил наличие неравных условий при разработке законопроектов Правительством и депутатами. Спикер отметил, что процесс должен быть выстроен не на основе того, кто инициатор законопроекта, а с учетом того, что конечным бенефициаром каждого законопроекта является население. Алмас Канатов также отметил важность и необходимость использования искусственного интеллекта в нормотворческом процессе.

Директор Центра научной экономической экспертизы и исследований Института  Азиза Касенова остановилась  на основных результатах перезагрузки системы государственного управления, в частности нормотворческого процесса. Из ключевых результатов была отмечена оптимизация нормотворческого процесса на 50%, то есть с 51 этапа до 22, со 175 дней до 95 дней. Кроме того, завершен реинженеринг бюджетного процесса, конечным результатом которого является сокращение бюджетного процесса с трёх этапов до одного и  оптимизация срока на более 60% с 220 до 90 дней.


Директор Института прикладных исследований Академии государственного управления при Президенте РК, доктор экономических наук, профессор Айгуль Кошербаева поделилась своим видением по проводимой административной реформе по повышению персональной ответственности политических служащих. Спикер обратила внимание присутствующих на необходимость проведения реформы одновременно с реинжинирингом бизнес-процессов государственного управления. При этом, спикер отметила, что необходимо обеспечить чёткое разграничение процессов и функций государственных органов, а также стремиться к правильному балансу полномочий, ответственности и ресурсов на разных уровнях власти.


В качестве рекомендаций по совершенствованию нормотворческого процесса были отмечены необходимость выработки четких целевых критериев при разработке законопроектов и их последующего отслеживания, а также использование искусственного интеллекта в нормотворческом процессе.

 

Все участники Открытого диалога отметили важность подобных дискуссионных площадок для обмена знаниями и опытом, так как открытые обсуждения с разными мнениями, позициями позволяют приблизиться к выработке оптимальных решений имеющихся проблемных вопросов.

 


Просмотров: 907
Сохранено: 22.11.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!