О чем говорят показатели рейтингов? Направление «Инфраструктура»
08.12.2023
В продолжение обсуждения направления «Инфраструктура», на этот раз сосредоточимся на инфраструктуре здравоохранения. В международных рейтингах для оценки развитости инфраструктуры здравоохранения рассмотрены показатели по соответствию инфраструктуры здравоохранения потребностям общества, а также доступности качественной медицины, что также является результатом наличия соответствующей инфраструктуры. В рамках рейтинга Мировой конкурентоспособности IMD предусмотрен опросный показатель «Инфраструктура здравоохранения не соответствует / соответствует потребностям общества» (где, 1 – не соответствует, 6 – соответствует). Казахстан после резкого ухудшения значения и, соответственно, позиции в рейтинге 2020 года показывает постепенное улучшение. Тем не менее, позиция страны в рейтинге 2023 года ухудшилась по сравнению с рейтингом 2019 года на 3 пункта: 43 место из 64 стран. В топ-3 страны, где, по мнению респондентов, инфраструктура здравоохранения соответствует потребностям общества, входят такие страны, как Швейцария (8,59), Тайвань (8,58) и Катар (8,24). Список аутсайдеров возглавляют Венесуэла (1,33), Перу (1,97) и Монголия (2,18). Невысокая удовлетворенность респондентов инфраструктурой здравоохранения связана с недостаточным количеством объектов здравоохранения и их износом, особенно в отдаленных населенных пунктах, недостаточной оснащенностью медицинской техникой, низкой доступностью интернета в сельских районах, слабым трансфертом инновационных технологий и высокотехнологичных медицинских услуг в регионах. Неразвитость инфраструктуры здравоохранения, в свою очередь, привела к невысокому уровню доступности качественного медицинского обслуживания. Это подтверждается результатами по показателю «Равный доступ к качественному медицинскому обслуживанию», который рассматривается в рамках Индекса социального прогресса (далее – SPI). Данный показатель формируется на основе сводной оценки страновых экспертов на вопрос: «В какой степени всем гарантировано высококачественное базовое медицинское обслуживание, достаточное для того, чтобы они могли осуществлять свои основные политические права как взрослые граждане?» и измеряется по шкале от 0 до 4. Источником является Проект «Разновидности демократии» (V-Dem) и в рейтинге SPI 2022 использованы данные за 2021 год. В рейтинге SPI 2022 по равному доступу к качественному медицинскому обслуживанию Казахстан занял 48 место среди 169 стран со значением 2,92 балла. Наибольший рост позиции страны за последние пять лет зафиксирован в рейтинге 2021 года – 42 место со значением 3,15 балла. В топ-3 страны, где обеспечен высокий доступ к качественному медицинскому обслуживанию, входят Сингапур, Норвегия и Чехия. Аутсайдерами рейтинга являются Бангладеш, Йемен и Южный Судан. В данном рейтинге Казахстан по доступности качественного медицинского обслуживания опережает все страны ЕАЭС: Беларусь – 53 место, Армения – 55, Россия – 72, Кыргызстан – 97. Стоит отметить, что обследование «Качество жизни населения» (проведено в марте 2023 года), проведенное БНС АСПР РК, также показывает низкую удовлетворенность населения качеством и доступностью медицинских услуг. Так, доля населения, полностью удовлетворенных качеством государственных медицинских услуг, составляет 39,9%, частных – 48,7%. Доля населения, полностью удовлетворенных доступностью государственных медицинских услуг, составляет 44,5%, частных – 45,6%. При этом в качестве причин недоступности услуг здравоохранения 28,7% респондентов отметили большие очереди в учреждениях здравоохранения, а также 2% – отдаленность расположения учреждений, что указывает на наличие проблем, связанных с нехваткой инфраструктуры. Для решения проблем с инфраструктурой в здравоохранении, в документах Системы государственного планирования предусмотрен показатель по снижению износа за счет строительства объектов здравоохранения, в частности, в сельских местностях. Так, согласно Концепции развития здравоохранения Республики Казахстан до 2026 года запланировано снижение уровня износа зданий медицинских организаций до 44,5 % в 2026 году. В результате реализации предусмотренных мер планируется увеличить уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, до 81% в 2026 году (в 2022 году – 58,8%).
Просмотров: 1059 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|