О чем говорят показатели рейтингов? «Равный доступ к качественному образованию»

25.12.2023

Сегодня расскажем о показателе «Равный доступ к качественному образованию», который рассматривается в рамках Индекса социального прогресса (SPI).
 
Показатель является опросным, респондентам предлагается ответить на вопрос «В какой степени всем гарантируется высококачественное базовое образование, достаточное для того, чтобы выпускники могли осуществлять свои основные права как взрослые граждане?» и измеряется по шкале от 0 до 4 (0-низкая, 4-высокая). Источником информации является Проект «Разновидности демократии» (Институт V-Dem).
 
Казахстан в SPI 2022 года со значением 2,66 балла занял 62 место среди 169 стран. Значение страны в сравнении с предыдущим индексом снизилось (SPI 2021 – 2,76 балла), при этом позиция улучшилась на 1 место.

Среди стран ЕАЭС Казахстан уступает Беларуси (53 место) и Армении (60 место), опережает Россию (68 место) и Кыргызстан (85 место).

Лидерами по доступу к качественному образованию являются Норвегия, Япония, Исландия, Швейцария и Мальта.

Невысокие результаты Казахстана в SPI по качеству образования подтверждаются данными национального источника.
 
Так, результаты проведенного в 2023 году обследования «Качество жизни населения» БНС АСПР РК показывают невысокую удовлетворенность населения качеством образования на всех уровнях. При этом в отличие от постановки вопроса в SPI качество образования не раскрывается. Следовательно, каждый респондент по-своему трактует понятие «качества».

В целом, доля респондентов, удовлетворенных качеством образования составляет:
  • средним образованием – 50,3%;
  • дошкольным образованием – 49,4%;
  • средним профессиональным – 46,0%;
  • высшим и послевузовским – 44,9%.

Вместе с тем, доля респондентов, неудовлетворенных качеством образования, незначительная – в среднем 1,5%. В основном респонденты отмечали, что частично удовлетворены качеством образования (в среднем 33,3% респондентов) или затруднялись ответить (17,4% респондентов).

Стоит отметить, что в сравнении с результатами 2022 года отмечается улучшение мнений респондентов относительно удовлетворенности качеством образования. При этом наибольшее улучшение отмечается по высшему и послевузовскому образованию, качеством которого были удовлетворены 42,1% респондентов (2023 г. – 44,9%).

Что касается доступности услуг в сфере образования, то стоит отметить бóльшую удовлетворенность. Так, 59,7% респондентов удовлетворены доступностью среднего образования, 50,7% - дошкольным, 47,8% - средним профессиональным, 41,9% - высшим и послевузовским.
 
В Казахстане с 2005 года проводится исследование по оценке качества обучения – мониторинг образовательных достижений обучающихся, целью которого является оказание поддержки школам с низкими результатами.
 
Так, согласно данным Министерства просвещения по итогам проведенной оценки в 2023 году среди 4-х классов среднереспубликанское значение составило 16,87 балла из максимальных 30 баллов.

При этом наибольшую оценку среди 20 регионов показали учащиеся из Карагандинской области – 19,31 балла, наименьшую из Атырауской области – 14,47 балла. То есть результаты достижений обучающихся в начальной школе очень низкие.

 
В целом, по результатам оценки выявлено, что ученики испытывают трудности при выполнении более сложных заданий, требующие глубокого понимания и данная проблема носит «хронический» характер. Более того, отмечается разрыв в достижениях обучающихся как между регионами (малокомплектные и полнокомплектные школы, гимназии, лицеи и др.), так и в разрезе город-село внутри региона.
 
Достижения обучающихся 9-х классов также показали низкие результаты, и среднереспубликанское значение составило 36,8 балла из 75 возможных. 
К примеру, в Карагандинской области, которая показала наиболее высокие результаты среди 4-х классов, итоговый средний балл среди 9-х классов составил 40,28 балла. При этом в Атырауской области средний балл составил 31,96 балла. Таким образом, результаты среди 4-х и 9-х классов коррелируются между собой и, понятно, что пробелы в обучении в начальных классах не исчезают, а нарастают и переходят в старшие классы.
 
В целом, вопрос повышения качества образования в Казахстане требует кардинальных и действенных реформ, а результаты SPI, опроса БНС АСПР и ежегодного мониторинга оценки достижений обучающихся должны стать основой для выявления актуальных проблем.

 


Просмотров: 1033
Сохранено: 22.11.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!