Защита прав потребителей

28.01.2024

Только в 2022 году Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан рассмотрено более 30,2 тыс. обращений.
 
В большинстве своем граждане не удовлетворены качеством медицинских услуг, услугами связи, городским общественным транспортом и услугами общественного питания. При этом по 44,8% поступивших обращений в прошлом году была оказана консультационно-правовая помощь, по 43,7% – приняты положительные решения. В целом потребителям возвращено 786 млн тенге.


Вместе с тем, на сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 172 общественных объединения потребителей, из них работают только 55.

При этом, согласно проведенному по заказу уполномоченного органа по защите прав потребителей социологического опроса в 2020 году в Казахстане 71% респондентов сталкивались с нарушением прав потребителей.
 
По вопросу к респондентам, куда они обратились бы, если их потребительские права были бы нарушены, даны следующие ответы: 
  • в уполномоченный орган по защите прав потребителей – 28,7%;
  • к услугам юристов – 28,4%;
  • самостоятельно решить проблему – 24,4%;
  • в общественные объединения потребителей – 8,7% респондентов.

Результаты социологического опроса 2021 года также показывают крайне низкие показатели (13,1%) опрошенных респондентов по вопросу «обратились бы они в общественную (не государственную) организацию потребителей при нарушении их потребительских прав».
 
Вышеуказанные результаты социологических опросов указывают на слабое развитие института регулирования потребительских споров неправительственными организациями потребителей, другими словами, граждане не знают о них, а если и слышали — не уверены в их возможностях.
Следует отметить, что проектом Закона «О защите прав потребителей» (новая редакция действующего Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», опубликованной 3 февраля текущего года на интернет-портале открытых нормативных правовых актов для публичного обсуждения) предусмотрено введение с 2024 года деятельности Омбудсмена по защите прав потребителей, с определением функций нового института.

Однако, при анализе функций Омбудсмена и уполномоченного органа в сфере защиты потребителей имеются ряд дублирующих функций с уполномоченным органом в сфере защиты потребителей.

В рамках законотворческой работы по защите прав потребителей, необходимо усовершенствовать предусмотренные проектом Закона «О защите прав потребителей» нормы,  с разграничением функциональных обязанностей Омбудсмена и уполномоченного органа в сфере защиты потребителей.



Просмотров: 857
Сохранено: 26.01.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!