Развитие инфраструктуры Алматы

15.02.2024

Алматы – это крупнейший город республики, финансовый, деловой, транспортно-логистический, научно-образовательный и культурный центр страны.

В рейтинге городов по системе, разработанной Globalization and World Cities (GaWC) в 2022 году Алматы входил в число глобальных городов класса «Beta-» наряду с такими развитыми городами, как Калгари (Канада), Ухань (Китай), Штутгарт (Германия), Манчестер (Великобритания).

По состоянию на 1 октября 2023 года в города проживало 2,2 млн. человек. 

В последние годы Алматы значительно продвинулась в инфраструктурном плане. Развитие социальной инфраструктуры, развитие инженерной инфраструктуры, транспорта, жилищное строительство, а также обеспечение безопасности и предупреждение чрезвычайных ситуаций обозначены как основные приоритеты бюджетной и инвестиционной политики города.
 
По данным Бюро национальной статистики за 2018-2023 годы в городе построены 130,3 тыс. квартир, 22 школы, 24 детских сада, 1 больница и 4 амбулаторно-поликлинических организаций.

В транспортную отрасль города за рассматриваемый период привлечено почти 1 трлн. тенге инвестиций. Только за 11 месяцев 2023 года приобретено 1150 новых автобусов, 100 троллейбусов, построено 25 км новых дорог, проведен средний ремонт 200 км дорог.
 
Несмотря на свои инфраструктурные проблемы Алматы является одним из лучших мест в республике по качеству инфраструктуры. Так, по итогам 2022 года уровень обеспеченности города объектами и услугами (благами) в соответствии с Системой региональных стандартов составил 89,1%. Это самый высокий показатель среди регионов страны.
 
Сильные позиции города в инфраструктурном развитии связаны с высоким уровнем обеспеченности объектами образования, здравоохранения, культуры и спорта. АО «Институт экономических исследований» решило выяснить, какие виды инфраструктуры в городе развиты лучше, какие хуже.

Начнем с того, что часто не видно, потому что находится под землей, либо кажется привычным и само собой разумеющимся, – с инженерных коммуникаций.

Свет, вода, газ, тепло – все, что нужно для комфортной жизни

За последние 6 лет население города выросло на 410 тыс. человек. С ростом населения растет и потребность города в инфраструктуре. Если в центральной части города проблемой является изношенность сетей, на окраинах остро стоит проблема нехватки инфраструктуры.
 
Обеспеченность объектами и услугами водоснабжения в соответствии с требованиями Системы региональных стандартов в 2022 году составила 19,1%. Низкие показатели по водоснабжению связаны с высоким износом – 56%. Так, более 2 тыс. км водопроводных сетей находятся в ветхом состоянии и требуют замены. На окраинах более 30 тысяч человек сегодня продолжают потреблять привозную воду.

В водоотведении уровень обеспеченности объектами составляет 47,7%. Почти половина сетей изношена. В городе действует 1 канализационно-очистное сооружение, которое требует модернизации. Износ достигает 57,5%. Кроме того, 310 тыс. горожан не имеют доступа к централизованной канализации.
В сфере теплоснабжения проблемы также связаны с износом сетей – 60%. Однако в последние годы благодаря реализованным мерам по реконструкции городу удалось снизить степень износа и количество аварий на магистральных тепловых сетях.

Неплохо обстоит ситуация со снабжением населения централизованным газом. По городу показатель охвата централизованным газоснабжением составляет 99,2%. При этом обеспеченность объектами газоснабжения в соответствии с Системой региональных стандартов составляет 57,7%. На низкие показатели обеспеченности влияет имеющийся износ газопроводных сетей – 36%.

Жители города полностью обеспечены услугами электроснабжения. Проблемой здесь является высокий износ сетей (65%) и большие потери на линиях электропередач (13%). 


Дело в движении – транспортная система и дороги города

Одним из главных инфраструктурных вызовов города является состояние транспортной и дорожной инфраструктуры. В последние годы в городе реализован ряд важных транспортных проектов. Построены несколько крупных развязок в самых загруженных участках города. Запущена Большая Алматинская кольцевая дорога.

Однако дальнейший рост населения города и скорость автомобилизации грозит обернуться для города транспортным коллапсом. 
На сегодняшний день основными проблемами в отрасли являются неразвитость общественного транспорта, дефицит дорожной инфраструктуры, маятниковая миграция и рост количества личного автотранспорта у населения.
 
Уровень обеспеченности города внутригородскими дорогами в соответствии с требованиями Системы региональных стандартов составляет 89,8%, общественным транспортом – 65,7%, уличным освещением – 84,0%.
 
Транспортная система города испытывает потребность в 1 000 ед. автобусов, 200 ед. троллейбусов, а также 30 новых маршрутах.

В целях решения транспортных проблем города принят Мастер-план транспортного каркаса города Алматы до 2030 года. При ознакомлении с Мастер-планом в глаза бросаются серьёзные планы по развитию транспортной инфраструктуры. Так, в городе планируется формирование системы коридоров общественного транспорта различных модальностей и пассажирского транспорта (транспортно-пересадочные узлы, станции, остановки), обеспечивающая приоритетное движение общественного транспорта и позволяющая за приемлемый для пассажира срок достичь любой точки городского пространства.

В результате внедрения транспортного каркаса уже к 2026 году предполагается формирование сети из 14 коридоров, открытие новых станций метро, полный перевод автобусов на газ и электричество, а также строительство трех транспортно-пересадочных узлов. Все эти меры позволят значительно повысить мобильность горожан.





Просмотров: 1104
Сохранено: 15.02.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!