О чем говорят показатели рейтингов?

18.03.2024

Третье направление нашей рубрики «О чем говорят показатели рейтингов?» решили посвятить креативным товарам и услугам.

Сегодня поговорим о производстве национальных художественных фильмов. Данный показатель рассматривается в рамках Глобального индекса инноваций (Global Innovation Index, WIPO), как количество снятых национальных художественных фильмов на миллион населения в возрасте 15-69 лет.

Справочно: Художественный фильм определяется как фильм продолжительностью 60 минут или более, включает в себя художественные, анимационные и документальные фильмы, предназначенные для коммерческого показа в кинотеатрах. Художественные фильмы, созданные исключительно для телевизионного вещания, а также кинохроника и рекламные фильмы, исключаются.

Источником информации для GII являются данные OMDIA и доклад «Перспективы мирового населения 2022» Отдела народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. В рейтинге GII 2023 года учтены данные 2021 года.

По данным GII 2022 количество произведенных национальных художественных фильмов на миллион населения в возрасте 15-69 лет в Казахстане составила 1, и страна заняла 61 место среди 81 страны (в GII участвуют 132 страны, при этом по данному показателю у 51 страны данные отсутствуют). 

Лидерами по количеству произведенных национальных художественных фильмов являются Исландия (37,9), Латвия (15,5), Эстония (13,1), Швейцария (11,7) и Словения (11,3).

Аутсайдерами рейтинга по данному показателю стали Вьетнам (0,26), Зимбаве (0,21), Алжир (0,1), Перу (0,08) и Пакистан (0,04).
Как показывают данные рейтинга, количество произведенных национальных художественных фильмов на миллион населения с каждым годом снижается.


Данные БНС РК показывают неустойчивую динамику, как числа созданных фильмов, так и числа кинематографических организаций, осуществляющих производство кинофильмов. Резкое снижение производства фильмов в 2020 году связано с пандемией, что привело также к снижению количества посещений киносеансов и доходов от оказанных услуг.

Среди произведенных фильмов основную долю (85,2%) занимают короткометражные фильмы.

Справочно: Согласно Закону РК «О кинематографии» фильм продолжительностью не менее пятидесяти двух минут является полнометражным фильмом, менее пятидесяти двух минут – короткометражным.


Государством принимаются меры для поддержки отечественной киноиндустрии как перспективного сектора креативной индустрии.
С 2019 года профинансировано 103 проекта, из них завершено производство 98 фильмов на сумму 19 млрд тенге, в кинотеатры, телевизионный и онлайн прокат выпущено лишь 23 картины (27 фильмов, снятых до 2023 года включительно, выйдут в прокат в 2024 году).
При этом эффективность проката снятых на государственные средства фильмов остается низкой. Так, объем кассовых сборов составил 1,5 млрд тенге, что составляет всего 7,9% от суммы потраченных на производство национальных фильмов. 

Справочно: К примеру, на производство художественного фильма «Время патриотов» выделено 1 млрд тенге, тогда как сборы от проката составили 137,5 млн тенге – всего 13,7% от бюджета.

Эффективное распределение бюджета на развитие отечественной киноиндустрии требует проведения всесторонних социологических и маркетинговых исследований, в частности предпочтения зрителей по жанру фильмов, гендерная, языковая, возрастная структуры зрителей и т.д.

Вместе с тем необходимо создать условия для продвижения отечественных фильмов за счет открытия кинотеатров, в том числе в сельской местности. Нехватка кинозалов наблюдается не только в сельской местности, но и в областных центрах. В частности, по данным БНС РК в Алматинской и Улытауской областях отсутствуют кинотеатры. В Алматинской области на начало 2023 года проживало 1 505,9 тыс. населения, в то же время в г. Астана – 1 354,6 тыс. населения, где функционировало 11 кинотеатров и доход от оказанных услуг составил 6 224,8 млн тенге.  

В целом проведение последовательной и эффективной политики по развитию киноиндустрии должно обеспечить увеличение вклада креативных индустрий в экономику Казахстана до 5 % в 2025 году, которое запланировано Концепцией развития креативных индустрий на 2021 - 2025 годы. В рамках Концепции основными целевыми секторами определены наиболее быстро растущие направления в креативной индустрии, включая кино, дизайн и моду, музыку, цифровые развлечения и другие. Развитие креативных индустрий будет обеспечено на основе формирования и распространения знаний, навыков и компетенций, формирования эффективной инфраструктуры и регламентирования деятельности креативных индустрий.





Просмотров: 855
Сохранено: 19.09.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!