Развитие желтой экономики в мире: рекомендации для регионов Казахстана

20.03.2024

Согласно исследованиям в области психологии цвета, «желтый» ассоциируется с цветом критического мышления, творчества и вдохновения, поэтому производство, основанное на науке, технологиях и креативе, получило название «желтой» экономики.
 
Справочно: Межамериканский банк развития (МБР) определяет креативную (или «желтую») экономику как «группу видов деятельности, в результате которых идеи превращаются в культурные и креативные товары и услуги, которые пользуются или могут пользоваться защитой как объекты интеллектуальной собственности». ЮНКТАД (ООН)  определяет креативную экономику, как взаимодействие человеческого творчества, идей, интеллектуальной собственности, знаний и технологий, то есть экономика, которая строится на основе творческой активности человека. Согласно действующим подходам ООН к креативным индустриям относятся 14 направлений: дизайн, искусство, мода, кино, музыка, медиа, компьютерная графика, образование и другие направления, основанные на интеллектуальной деятельности.

В последние годы, отрасли «желтой» экономики вносят заметный вклад в мировую экономику и стремительно растут, так на сектор приходится около 3,1% мирового ВВП. Так, товары «желтой экономики» составляли 3%, а услуги 21% от общего объема экспорта. Так, в 2020 году мировой экспорт товаров «желтой экономики» увеличился до 524 млн. долл. США, а мировой экспорт услуг до 1,1 трлн. долл. США. 

С 2011 года развивающиеся страны экспортировали больше товаров «желтой экономики», чем развитые страны.

К примеру, в 2020 году крупнейшим экспортером «желтых» товаров были:
  • Китай (169  млрд. долл. США);
  • США (32 млрд. долл. США);
  • Италия (27 млрд. долл. США);
  • Германия (26 млрд. долл. США).

В мировой торговле «желтыми» товарами доминируют:
  • товары дизайна - 62,9%;
  • товары новых медиа-технологий - 13,4%; 
  • изделия художественных промыслов - 8%; 
  • произведения изобразительного искусства - 6,2%;
  • издательская продукция - 5,4%;
  • аудиовизуальные материалы - 3,1%;
  • продукция исполнительского искусства - 1%. 

Если развивающиеся страны больше экспортируют товары «желтой» экономики, то развитые страны экспортируют значительно больше «желтых» услуг, которые составляют почти 82,3% от всего экспорта услуг «желтой экономики». 

В  2020 году крупнейшими экспортерами «желтых» услуг стали:
  • США (206 млрд. долл. США);
  • Ирландия (174 млрд. долл. США);
  • Германия (75 млрд. долл. США);
  • Китай (59 млрд. долл. США);
  • Великобритания (57 млрд. долл. США).

В мировой торговле услугами «желтой» экономики доминируют:
  • услуги в области программного обеспечения - 39,3%; 
  • исследования и разработки - 33,2%;
  • услуги рекламы, исследования рынка и архитектурные услуги - 14,8%;
  • аудиовизуальные услуги - 8,6%;
  • информационные услуги - 3,5%;
  • услуги в области культуры, отдыха и наследия - 0,5%. 

Рекомендации для регионов Казахстана

В Казахстане наблюдается региональная диспропорция развития креативной или так называемой «желтой» экономики. К примеру, в 2021 г. объем услуг некоторых сфер креативной индустрии в Казахстане составил 628,5 млрд.тенге, из которых почти 81,4% приходится на города Алматы и Астана.


Принципиальными различиями развития креативной («желтой») экономики в регионах является наличие / отсутствие инфраструктуры для творческого роста. Поэтому значительным преимуществом в развитии креативных индустрий обладают города Алматы и Астана. 

Для развития «желтой» экономики в регионах Казахстана необходимо:
  • развитие «якорных» организаций, таких как кино и ТВ студии;
  • популяризация творческих объектов (галереи, театры и др.);
  • поддержка учебных заведений, которые стимулируют развитие творчества среди молодых людей;
  • использование недвижимости, в частности реновация заброшенных объектов под коворкинг зоны или творческих мастерских.




Просмотров: 1026
Сохранено: 20.03.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!