Развитие желтой экономики в мире: рекомендации для регионов Казахстана
20.03.2024
Согласно исследованиям в области психологии цвета, «желтый» ассоциируется с цветом критического мышления, творчества и вдохновения, поэтому производство, основанное на науке, технологиях и креативе, получило название «желтой» экономики. Справочно: Межамериканский банк развития (МБР) определяет креативную (или «желтую») экономику как «группу видов деятельности, в результате которых идеи превращаются в культурные и креативные товары и услуги, которые пользуются или могут пользоваться защитой как объекты интеллектуальной собственности». ЮНКТАД (ООН) определяет креативную экономику, как взаимодействие человеческого творчества, идей, интеллектуальной собственности, знаний и технологий, то есть экономика, которая строится на основе творческой активности человека. Согласно действующим подходам ООН к креативным индустриям относятся 14 направлений: дизайн, искусство, мода, кино, музыка, медиа, компьютерная графика, образование и другие направления, основанные на интеллектуальной деятельности. В последние годы, отрасли «желтой» экономики вносят заметный вклад в мировую экономику и стремительно растут, так на сектор приходится около 3,1% мирового ВВП. Так, товары «желтой экономики» составляли 3%, а услуги 21% от общего объема экспорта. Так, в 2020 году мировой экспорт товаров «желтой экономики» увеличился до 524 млн. долл. США, а мировой экспорт услуг до 1,1 трлн. долл. США. С 2011 года развивающиеся страны экспортировали больше товаров «желтой экономики», чем развитые страны. К примеру, в 2020 году крупнейшим экспортером «желтых» товаров были:
В мировой торговле «желтыми» товарами доминируют:
Если развивающиеся страны больше экспортируют товары «желтой» экономики, то развитые страны экспортируют значительно больше «желтых» услуг, которые составляют почти 82,3% от всего экспорта услуг «желтой экономики». В 2020 году крупнейшими экспортерами «желтых» услуг стали:
В мировой торговле услугами «желтой» экономики доминируют:
Рекомендации для регионов Казахстана В Казахстане наблюдается региональная диспропорция развития креативной или так называемой «желтой» экономики. К примеру, в 2021 г. объем услуг некоторых сфер креативной индустрии в Казахстане составил 628,5 млрд.тенге, из которых почти 81,4% приходится на города Алматы и Астана. Принципиальными различиями развития креативной («желтой») экономики в регионах является наличие / отсутствие инфраструктуры для творческого роста. Поэтому значительным преимуществом в развитии креативных индустрий обладают города Алматы и Астана. Для развития «желтой» экономики в регионах Казахстана необходимо:
Просмотров: 1026 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|