Опыт развития электромобилей в Китае
Как известно, с 2035 года продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) будут прекращены, соответственно уже сейчас в мире идет тренд на автомобили с электротягой. По прогнозам экспертов, к 2030 году доля электромобилей в общем объеме продаж должна увеличиться до 60%, и составить 350 млн. единиц.
Некоторые причины роста продаж и покупки электрокаров в Китае:
- кооперация с крупнейшими автомобильными компаниями, которая позволила получить технологии для развития автомобильной отрасли;
- наличие свободных мощностей электричества (развитие АЭС и ВИЭ);
- правительство активно субсидировало приобретение электрокаров, размер которых зависел от емкости батареи (в среднем около 2 тыс. долларов США).
- бесплатная выдача автомобильных номерных знаков (в крупных городах Китая имеется практика продажи автомобильных номеров, что увеличивало стоимость владения авто).
- возможность утилизации батарей (до 95% металлов используется повторно).
Ситуация в Казахстане
По оценке Всемирного банка загрязнение воздуха ежегодно обходится Казахстану в 10,5 млрд. долларов США, приводя к 10 тыс. преждевременных смертей. При этом в крупных городах на долю автомобилей приходится свыше 80% вредных выбросов.
В 2023 году количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане превысило 5 млн. единиц (рост на 15% по сравнению с годом ранее).
Самое большое количество легковых автомобилей с объемом двигателя от 1500 до 2000 куб. см. в Алматинской области – 223 тыс. ед., г.Алматы – 200,7 тыс. ед., г.Астана - 153,7 тыс. ед., в Карагандинской – 151 тыс. ед. и Восточно-Казахстанской – 137,4 тыс. ед. областях.
На сегодняшний день в Казахстане наблюдается низкий удельный вес экологически чистого автотранспорта. Так,
согласно Концепции развития электроэнергетической отрасли РК до 2035 года , предполагается увеличение числа электромобилей в стране лишь до 6,3 тыс. машин к 2030 году, а к 2035 году ожидается увеличение до 40 тыс. единиц.
Некоторые причины слабого развития электрокаров в Казахстане:
- слаборазвита инфраструктура для зарядки электротранспорта (согласно карте зарядных станций, для электромобилей eDrive.kz в Казахстане насчитывается всего 155 работающих зарядных станции).
- климатические условия (в северных регионах температура воздуха зимой опускается до -40 градусов).
- низкая цена на автомобильное топливо (согласно данным GlobalPetrolPrices.com на 15 января 2024 года, Казахстан занимает 11 место в мире по дешевизне бензина ).
- неразвита сеть ремонта или замены батарей электрокаров.
- нехватка энергетических мощностей для обслуживания большого количества электрокаров (к 2030 году ожидается дефицит электрической мощности в объеме 6 ГВт).
Предложения для развития электромобилей в Казахстане:
- предлагается запустить пилотный проект в Мангистауской области по стимулированию населения к приобретению электромобилей с подведением необходимой инфраструктуры (запустить региональную программу льготного кредитования электромобилей). Как известно, в январе 2022 г. протестные настроения были вызваны ростом цен на сжиженный газ с 60 тенге до 120 тенге за литр, который используется в качестве топлива для каждой 10-ой машине в стране (около 330 тыс. авто). Больше всего сжиженный газ используют автовладельцы Мангистауской области (69 тыс. авто или 50% от общего количества авто в регионе). Пример эффективности электромобиля: для зарядки батареи (от стандартной бытовой розетки) электромобиля Zeekr 001 с емкостью 100 кВт*ч требуется более 30 часов (напряжение 220 вольт и сила тока 16 ампер). Исходя из времени зарядки, можно определить стоимость зарядки электромобиля (в среднем для Казахстана один киловатт электроэнергии стоит от 16-30 тенге), то есть зарядка электромобиля Zeekr 001 (запас хода 600 километров) будет стоить примерно 1600-3000 тенге или 266 - 500 тенге за 100 км пробега, в то время как в среднем автомобиль на газу потребляет на 100 км. 12 литров газа или 720 тенге.
- развитие сети зарядных станций по всей стране. С учетом предполагаемого количества в 40 тыс. электромобилей, к 2035 году стране потребуется 8 тыс. зарядных станции (из расчета 1 зарядная станция на 5 электромобилей), из которых около 1000 необходимо установить вдоль дорог республиканского и областного значения, протяжённость которых составляет 57 тыс. км. (согласно стандартам Европейского союза, установка зарядных станций осуществляется через каждые 60 км. дороги).
- по опыту Великобритании развитие маломощных модульных АЭС, которые смогут решить проблему будущего дефицита электроэнергии в стране. В рамках усилий по достижению климатических целей и повышению энергетической безопасности, Великобритания стремится увеличить свою ядерную энергетическую мощность до 24 ГВт к 2050 г. Таким образом, страна удовлетворило бы 25% прогнозируемого спроса на электроэнергию.
Министерство энергетики Великобритании считают, что для строительства крупных АЭС требуется большое финансирование, соответственно строительство модульных и менее затратных АЭС является более целесообразным.