Корпоративное управление
21.04.2024
В феврале текущего года ОЭСР представил обзор системы корпоративного управления в Казахстане. Целью данного обзора является описание и оценка системы корпоративного управления Казахстана в соответствии c Руководящими принципами ОЭСР по корпоративному управлению. Обзор проведен Рабочей группой по вопросам государственной собственности и приватизации. Справочно: Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению государственными предприятиями были приняты в 2005 году. В них представлены конкретные рекомендации о том, как более эффективно выполнять свои обязательства в качестве собственников предприятий, обеспечивая прозрачность и конкурентоспособность государственных предприятий. Они дополняют и согласуются с Принципами корпоративного управления G20 и Руководством ОЭСР по противодействию коррупции и обеспечению честности и неподкупности для государственных предприятий. В данном обзоре выделяется ряд ключевых проблем в управлении государственными предприятиями в Казахстане. В частности отмечается, что, несмотря на заявленные цели и достигнутый прогресс, страна сталкивается с трудностями в эффективном осуществлении государственного владения из-за фрагментированных подходов. Отсутствие координации между министерствами и крупнейшими холдинговыми компаниями, неопределенность в распределении ролей и обязанностей, а также отсутствие единой политики государственного управления усугубляют эти проблемы. Эти вопросы препятствуют возможности государства контролировать и повышать эффективность работы государственных предприятий, у которых нечетко определены коммерческие и некоммерческие цели. В нынешней системе корпоративного управления отсутствует четкое разделение регуляторных функций. Министерства выполняют как регулирующие, так и мониторинговые функции, а также функции секторального регулирования. Несмотря на то, что Кодекс корпоративного управления определяет полномочия управляющих органов государственных предприятий, стремясь ограничить прямое участие собственника в повседневных делах, государство сохраняет полномочия по утверждению ключевых корпоративных документов, таких как стратегические планы и финансовые решения. На практике государство, как единственный или доминирующий акционер, может прямо или косвенно контролировать ряд корпоративных решений и, таким образом, ограничивать операционную деятельность государственных предприятий, в том числе в отношении решений о найме сотрудников. Советы директоров и исполнительное руководство государственных предприятий подвержены высокой степени политического влияния. При этом казахстанские государственные предприятия имеют особые привилегии, искажающие конкуренцию. Миноритарные инвесторы имеют ограниченные права и защиту, особенно в тех случаях, когда интересы государства могут противоречить коммерческим интересам. На основе проведенного обзора ОЭСР дает следующие рекомендации по модернизации системы корпоративного управления в Казахстане.
Эффективное корпоративное управление способствует привлечению инвестиций, уменьшает расходы, укрепляет доверие инвесторов и ведет к снижению стоимости привлечения капитала. В то же время недостатки в корпоративном управлении повышают уровень риска и приводят к увеличению процентных ставок при получении финансовых средств. В целом имплементация правовых инструментов и внедрение стандартов ОЭСР в практику корпоративного управления будет содействовать доступу казахстанских предприятий к мировым рынкам капитала.
Просмотров: 538 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|