Корпоративное управление

21.04.2024

В феврале текущего года ОЭСР представил обзор системы корпоративного управления в Казахстане. 

Целью данного обзора является описание и оценка системы корпоративного управления Казахстана в соответствии c Руководящими принципами ОЭСР по корпоративному управлению. Обзор проведен Рабочей группой по вопросам государственной собственности и приватизации. 

Справочно: Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению  государственными предприятиями были приняты в 2005 году. В них представлены конкретные рекомендации о том, как более эффективно выполнять свои обязательства в качестве собственников предприятий, обеспечивая  прозрачность и  конкурентоспособность государственных предприятий. Они дополняют и согласуются с Принципами корпоративного управления G20 и Руководством ОЭСР по противодействию коррупции и обеспечению честности и неподкупности для государственных предприятий.


В данном обзоре выделяется ряд ключевых проблем в управлении государственными предприятиями в Казахстане. В частности отмечается, что, несмотря на заявленные цели и достигнутый прогресс, страна сталкивается с трудностями в эффективном осуществлении государственного владения из-за фрагментированных подходов. Отсутствие координации между министерствами и крупнейшими холдинговыми компаниями, неопределенность в распределении ролей и обязанностей, а также отсутствие единой политики государственного управления усугубляют эти проблемы. Эти вопросы препятствуют возможности государства контролировать и повышать эффективность работы государственных предприятий, у которых нечетко определены коммерческие и некоммерческие цели.

В нынешней системе корпоративного управления  отсутствует четкое разделение регуляторных функций. Министерства выполняют как регулирующие, так и мониторинговые функции, а также функции секторального регулирования. Несмотря на то, что Кодекс корпоративного управления определяет полномочия управляющих органов государственных предприятий, стремясь ограничить прямое участие собственника в повседневных делах, государство сохраняет полномочия по утверждению ключевых корпоративных документов, таких как стратегические планы и финансовые решения.
 
На практике государство, как единственный или доминирующий акционер, может прямо или косвенно контролировать ряд корпоративных решений и, таким образом, ограничивать операционную деятельность государственных предприятий, в том числе в отношении решений о найме сотрудников. Советы директоров и исполнительное руководство государственных предприятий подвержены высокой степени политического влияния. 

При этом казахстанские государственные предприятия имеют особые привилегии, искажающие конкуренцию. Миноритарные инвесторы имеют ограниченные права и защиту, особенно в тех случаях, когда интересы государства могут противоречить коммерческим интересам.
 
На основе проведенного обзора ОЭСР дает следующие рекомендации по модернизации системы корпоративного управления в Казахстане.

  • Рекомендуется разработать единую политику в сфере государственной собственности, которая должна определять основные положения государственной собственности, роль государства в управлении государственными предприятиями, методы реализации этой политики, а также роли и обязанности государственных органов, участвующих в её исполнении.

  •  Также необходимо рассмотреть возможность перехода от существующей модели раздельного владения к более централизованной. Это может быть достигнуто путем объединения владения всеми коммерчески ориентированными государственными предприятиями под управлением существующей холдинговой компании (например, Самрук-Казына или Байтерек) или путем создания новой холдинговой компании или агентства. Также целесообразно учреждение координирующего органа, задачи которого должны включать разработку и поддержание стандартов управления и прозрачности для госпредприятий, мониторинг их производительности и обеспечение регулярного публичного раскрытия информации;

  • Необходимо формировать более профессиональные советы директоров государственных предприятий с достаточной степенью их независимости. Критерии их независимости должны быть четко определены, а процедура отбора – прозрачной и конкурентной. Государственные служащие не должны считаться независимыми членами совета. Советы директоров должны иметь полномочия по определению стратегии и контролю по управлению, действуя независимо от политического давления. Советы директоров должны проводить независимую оценку своей деятельности, при этом основания для досрочного прекращения полномочий членов совета должны быть четко определены и не связаны с процессом оценки.

  • Следует гармонизировать стандарты раскрытия информации по всему сектору государственных предприятий, чтобы обеспечить высокое качество и достоверность корпоративной отчетности, разработав соответствующий документ, устанавливающий общегосударственные стандарты бухгалтерского учета, аудита и раскрытия информации для госпредприятий.

  • В законодательстве в сфере государственной собственности закреплены основные принципы, касающиеся конкурентного положения государственных предприятий на рынке, запрещая недобросовестную конкуренцию и злоупотребление монопольным положением. Тем не менее, некоторые аспекты все еще могут искажать равные условия конкуренции между государственными и частными предприятиями, включая использование холдинговых компаний для финансирования и недостатки в применении правил государственных закупок. Необходимо принять меры для обеспечения равных условий и дальнейшего приведения стандартов корпоративного управления в соответствие с Руководящими принципами ОЭСР. Также следует четко определить финансовые и нефинансовые цели госпредприятий, упорядочить корпоративное управление, создав единый Кодекс корпоративного управления, и упростить законодательство, избегая чрезмерного количества норм, регулирующих деятельность государственных предприятий. 

Эффективное корпоративное управление способствует привлечению инвестиций, уменьшает расходы, укрепляет доверие инвесторов и ведет к снижению стоимости привлечения капитала. В то же время недостатки в корпоративном управлении повышают уровень риска и приводят к увеличению процентных ставок при получении финансовых средств.

В целом имплементация правовых инструментов и внедрение стандартов ОЭСР в практику корпоративного управления будет содействовать доступу казахстанских предприятий  к мировым рынкам капитала.





Просмотров: 536
Сохранено: 21.11.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!