О чем говорят показатели рейтингов?

29.04.2024

В продолжение тематики о международной торговле, сосредоточим внимание на анализе показателя «Экспорт креативных товаров».

Сначала узнаем, какие товары мы можем считать креативными. Согласно информации ЮНКТАД, креативные отрасли характеризуются циклами создания, производства и распределения товаров и услуг, в которых основными ресурсами являются творческие способности и интеллектуальный капитал. В их состав входят различные виды деятельности, включающие производство как материальных товаров, так и нематериальных интеллектуальных или художественных услуг, обладающих творческим компонентом и имеющих экономическую ценность с целью последующей продажи на рынке.

Справочно:
ЮНКТАД составлен перечень 197 креативных товаров, которые относятся к следующим подкатегориям: 
  • изделия художественных промыслов (ковры, товары для праздников, другие изделия, изделия из бумаги, плетеные изделия и пряжа);
  • аудиовизуальные материалы (фильмы и компакт-диски, DVD и кассеты); 
  • дизайн (архитектурный дизайн, дизайн одежды, изделия из стекла, интерьерный дизайн, украшения и игрушки);
  • новые медиа (записанные медиа и видеоигры); 
  • исполнительское искусство (музыкальные инструменты и нотные издания); 
  • издательское дело (книги, газеты и другая печатная продукция); 
  • изобразительное искусство (антиквариат, живопись, фотография и скульптура).

Показатель «Экспорт креативных товаров» учитывается в Глобальном индексе инноваций (Global Innovation Index, WIPO), который рассчитывается как общая стоимость экспорта креативных товаров (в текущих долларах США) в процентах от общего объема торговли.
По результатам исследования 2023 года в Казахстане экспорт креативных товаров составил 0,2% от общего объема торговли, и страна заняла 82 место среди 132 стран.


По данным ЮНКТАД мировой экспорт креативных товаров увеличился с 419 млн долл. в 2010 году до 524 млн долл. в 2020 году, а мировой экспорт креативных услуг за этот же период увеличился с 487 млрд долл. до почти 1,1 трлн долл.

Вместе с тем согласно докладу Creative Economy Outlook 2022 подчеркивается что развивающиеся страны экспортируют больше креативных товаров, чем развитые. Так, в рамках Глобального индекса инноваций в список стран лидеров с наибольшей долей экспорта креативных товаров вошли Гонконг (12,7%), Китай (11,3%), Чехия (10,8%), Мексика (10,1%), Малайзия (8,7%) и Таиланд (8,5%).

Также в докладе отмечается, что развивающиеся страны сталкиваются с рядом препятствий при осуществлении торговли креативными услугами: торговые ограничения, отсутствие фундаментальных навыков и необходимой инфраструктуры.

Креативная индустрия в Казахстане все еще находится на этапе становления и вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает до 1%.
 
Основными сдерживающими барьерами развития креативной индустрии являются нехватка и низкое качество человеческих ресурсов, а также отсутствие инфраструктуры для развития креативного предпринимательства и др. 

В этой связи Президент обозначил необходимость создания условий для развития креативной индустрии как еще одной точки роста экономики. 
Таким образом, в рамках Концепции развития креативных индустрий на 2021-2025 годы планируется увеличение вклада креативных индустрий в экономику Казахстана до 5%, увеличение занятости в креативных индустриях до 4% и рост количества субъектов МСП в креативных индустриях в 1,5 раза к 2025 году.





Просмотров: 703
Сохранено: 22.11.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!