О чем говорят показатели рейтингов?
29.04.2024
В продолжение тематики о международной торговле, сосредоточим внимание на анализе показателя «Экспорт креативных товаров». Сначала узнаем, какие товары мы можем считать креативными. Согласно информации ЮНКТАД, креативные отрасли характеризуются циклами создания, производства и распределения товаров и услуг, в которых основными ресурсами являются творческие способности и интеллектуальный капитал. В их состав входят различные виды деятельности, включающие производство как материальных товаров, так и нематериальных интеллектуальных или художественных услуг, обладающих творческим компонентом и имеющих экономическую ценность с целью последующей продажи на рынке. Справочно: ЮНКТАД составлен перечень 197 креативных товаров, которые относятся к следующим подкатегориям:
Показатель «Экспорт креативных товаров» учитывается в Глобальном индексе инноваций (Global Innovation Index, WIPO), который рассчитывается как общая стоимость экспорта креативных товаров (в текущих долларах США) в процентах от общего объема торговли. По результатам исследования 2023 года в Казахстане экспорт креативных товаров составил 0,2% от общего объема торговли, и страна заняла 82 место среди 132 стран. По данным ЮНКТАД мировой экспорт креативных товаров увеличился с 419 млн долл. в 2010 году до 524 млн долл. в 2020 году, а мировой экспорт креативных услуг за этот же период увеличился с 487 млрд долл. до почти 1,1 трлн долл. Вместе с тем согласно докладу Creative Economy Outlook 2022 подчеркивается что развивающиеся страны экспортируют больше креативных товаров, чем развитые. Так, в рамках Глобального индекса инноваций в список стран лидеров с наибольшей долей экспорта креативных товаров вошли Гонконг (12,7%), Китай (11,3%), Чехия (10,8%), Мексика (10,1%), Малайзия (8,7%) и Таиланд (8,5%). Также в докладе отмечается, что развивающиеся страны сталкиваются с рядом препятствий при осуществлении торговли креативными услугами: торговые ограничения, отсутствие фундаментальных навыков и необходимой инфраструктуры. Креативная индустрия в Казахстане все еще находится на этапе становления и вклад креативной индустрии в ВВП не дотягивает до 1%. Основными сдерживающими барьерами развития креативной индустрии являются нехватка и низкое качество человеческих ресурсов, а также отсутствие инфраструктуры для развития креативного предпринимательства и др. В этой связи Президент обозначил необходимость создания условий для развития креативной индустрии как еще одной точки роста экономики. Таким образом, в рамках Концепции развития креативных индустрий на 2021-2025 годы планируется увеличение вклада креативных индустрий в экономику Казахстана до 5%, увеличение занятости в креативных индустриях до 4% и рост количества субъектов МСП в креативных индустриях в 1,5 раза к 2025 году.
Просмотров: 703 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|