О чем говорят показатели рейтингов?

06.05.2024

Продолжая раскрывать тему международной торговли через показатели мировых рейтингов, сегодня рассмотрим «Экспорт культурных и креативных услуг». 

Показатель «Экспорт культурных и креативных услуг» также рассматривается в Глобальном индексе инноваций (далее – ГИИ) и рассчитывается как доля экспорта культурных и креативных услуг от общего объема торговли.

Так, ГИИ определяет культурные и креативные услуги, применяя систему EBOPS 2010, которая классифицирует разнообразные услуги в контексте международной торговли.

Справочно: 
Согласно EBOPS 2010, к креативным услугам относятся информационные услуги; реклама, маркетинговые исследования и опросы общественного мнения; аудиовизуальные и связанные с ними услуги; а также услуги в области культурного наследия и развлечений.

Основными источниками данных являются базы данных по торговле коммерческими услугами ВТО и Конференции ООН по торговле и развитию.

В рейтинге 2023 года Казахстан занял 90 место (среди 132 стран), при этом значение страны сохранилось – 0,1% от общего объема торговли.


Ежегодно по данному показателю используются данные с опозданием на 2 года. Так, в рейтинге 2023 года приводятся сведения за 2021 год. 

Доля экспорта культурных и креативных услуг в Казахстане остается без изменений на протяжении последних пяти лет. 
Снижение позиции Казахстана на 1 пункт в рейтинге 2023 года объясняется улучшением ситуации в отдельных странах, к примеру, Ямайка, которая в рейтинге 2022 года занимала 90-е место (после Казахстана) со значением 0,09%, поднялась до 77-го места, увеличив  долю экспорта культурных и креативных услуг до 0,14%.

Тройку лидеров по-прежнему возглавляют Мальта (14,3%), Люксембург (5,6%) и Сингапур (4,9%). 

В отчете Creative Economy Outlook 2022 отмечается, что объем экспорта креативных услуг значительно превышает экспорт креативных товаров. Данное явление объясняется процессом перехода на цифровизацию. Так, многие товары, которые ранее являлись материальными, теперь предлагаются в виде онлайн-сервисов и магазинов, что, в свою очередь, меняет их статус с товаров на услуги в экономическом и торговом смысле.


По оценкам ЮНКТАД за последние 20 лет темпы роста экспорта товаров и услуг креативной экономики часто опережали показатели экспорта других отраслей. К основным тенденциям можно отнести увеличение доли результатов творческой деятельности в добавленной стоимости товаров и услуг и масштабное внедрение цифровых технологий.

Креативные индустрии создают значительное число рабочих мест, прежде всего для молодежи, и в крупнейших экономиках мира считаются одним из драйверов развития. В Японии в этом секторе трудится 10-14% работающего населения, в Великобритании – около 10%, в Австралии – 8%, в Германии – 7%, во Франции и Республике Корея – по 4%. По оценке ряда экспертов к 2030 году доля креативной экономики в мировом ВВП может достичь 10%.





Просмотров: 427
Сохранено: 06.05.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!