Зачем нам нужны города?

08.05.2024

Во-первых, рост урбанизации способствует экономическому росту за счет концентрации финансового и человеческого капитала, а также инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
 
Как известно, в мире растет конкуренция за инвестиции, ресурсы, таланты между городами, агломерациями. Крупнейшие города мира (600 городов мира, включая Алматы) формируют 60% мирового ВВП.
 
По оценкам Института экономических исследований, рост урбанизации на 1% обеспечивает вклад в прирост ВВП 0,12% в год.
 
Мировой опыт также показывает, что увеличение демографической плотности увеличивает производительность труда на 2-4%.


Во-вторых, исследование Всемирного банка подчёркивает, что рост городского населения положительно влияет на уровень бедности в развивающихся странах. Так, урбанизация создаёт больше возможностей для работы по найму и способствует снижению уровня бедности. Например, в странах ОЭСР средний уровень ВВП на душу населения составляет 55,6 тыс. долл. США, а уровень урбанизации превышает 81,1%.

В пределах трёх крупных городов Казахстана проживает порядка 6 млн. человек или 50% от общей численности городского населения страны. По данным статистики в 2023 г. уровень урбанизации в Казахстане составляет 62% (в 2013 году – 55%).

При этом, если рассматривать урбанизацию с учетом экономических связей между городами и сёлами (маятниковая трудовая миграция, продовольственный пояс, единый рынок сбыта), то реальный уровень урбанизации составляет порядка 74%.

В-третьих, рост урбанизации обеспечивает платёжеспособный потребительский спрос на продовольствие, и не угрожает продовольственной безопасности страны. Так, согласно данным Всемирного банка, высокоурбанизированные страны (75% и выше) в среднем превосходят менее урбанизированные страны по производительности труда в сельском хозяйстве в 27 раз.

Безусловно, тенденция урбанизации влечет за собой нагрузку на коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру, которой необходима постоянная модернизация. Это требует от городов, агломераций чёткого видения опережающего развития инфраструктуры. 

Справочно: Согласно прогнозам Всемирного Банка повышение на 1% качества автодорог в Казахстане приведет к увеличению экспорта на 3,7%, импорта на 2,7%, а также к увеличению количества рабочих мест на 0,4%.

Например, обеспечены централизованным водоснабжением только 64 города из 89. В 68 городах требуется новое строительство, модернизация и реконструкция канализационных сетей. 

На стабильность жизнедеятельности в городах, развития бизнеса особое влияние оказывает состояние теплоснабжения (износ тепловых сетей по стране – 54%), электроснабжения (износ– 65%) и автодорог.

Указанные инфраструктурные и другие социально-экономические проблемы подтверждаются результатами «Рейтинга качества жизни в городах», который ежегодно проводит Институт экономических исследований.

На основании анализа предлагается:
  • «закольцевать» 5 агломераций транспортной и энергетической инфраструктурой с целью улучшения мобильности, сокращения расходов и инфраструктурной независимости городов от соседних стран;
  • сфокусироваться на контроле разрастания городов. Так, города Алматы, Шымкент и Астана могут сосредоточиться на более компактной территории, даже в условиях растущего населения. Например, Германия использует политику по сдерживанию роста городов посредством строительства 60% новых домов на ранее застроенной земле.
  • вести работу по реновации заброшенных объектов под коворкинг зоны или творческие мастерские, которые позволят продвигать креативную индустрию в городах. А также реализовывать программы реновации жилищного фонда для решения проблемы ветхого жилья, осваивать свободные территорий и территорий существующей застройки через реконструктивные мероприятия, использовать «цифровые двойники» для повышения управляемости городов.



Просмотров: 418
Сохранено: 25.11.2024






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!