Дело НКЦ Люксембурга: «Друзья Земли» Европы и Институт устойчивого развития Либерии против ArcelorMittal
26.11.2024
В 2011 году неправительственные организации «Друзья Земли» Европы и Институт устойчивого развития Либерии обратились в НКЦ Нидерландов с жалобой на компанию ArcelorMittal. Основное внимание в жалобе было уделено нарушению стандартов ответственного ведения бизнеса ОЭСР в связи с неэффективным управлением Фондом социального развития округов (ФСР), а также предполагаемыми случаями коррупции. Дело было передано НКЦ Люксембурга, где базируется ArcelorMittal, с поддержкой НКЦ Нидерландов. Суть жалобы заключалась в том, что заявители
обвинили ArcelorMittal в непрозрачном управлении Фондом социального развития,
созданным для поддержки пострадавших округов Нимба, Бонг и Гранд-Басса. Это
объяснялось тем, что средства, выделенные на социальные проекты, использовались
неэффективно и не удовлетворяли потребностям общин. Кроме того, ряд проектов,
финансируемых Фондом, оказался сомнительного качества или был полностью
провален из-за отсутствия технического обслуживания. Местные общины заявляли,
что средства Фонда используются для реализации интересов лиц, принимающих
решения, а не для реальной помощи населению. Нехватка информации и отсутствие участия
местных общин в процессах принятия решений также усиливали недоверие к
деятельности компании и правительства. Одним из спорных вопросов стало пожертвование
ArcelorMittal 100 пикапов правительству Либерии. Заявители утверждали, что эти
автомобили предназначались для сельскохозяйственных нужд, но были переданы членам
парламента для личного пользования, что усилило критику в адрес компании и
стало причиной обвинений в коррупции.
Для изучения ситуации на местах НКЦ
организовал миссию в Либерию. В состав группы вошли представители НКЦ,
медиатора, ArcelorMittal и заявителей. В ходе миссии было установлено, что
проекты, финансируемые напрямую ArcelorMittal (например, школы, больницы), были
качественными и удовлетворяли потребности общин. В то же время большинство
проектов, финансируемых через Фонд, оказались низкого качества или
незавершенными. Это вызвало разочарование местных жителей и усилило недоверие к
правительству. Проблемы с Фондом усугублялись отсутствием административной
инфраструктуры на уровне округов, что также сказывалось на его эффективности. На второй миссии обсуждались возможности
реструктуризации Фонда. Медиатор разработал предложение о преобразовании Фонда
в независимый траст с участием представителей правительства, гражданского
общества и ArcelorMittal. Предлагалось создать профессиональное
учреждение-исполнитель, которое займется управлением проектами на конкурсной
основе. Рекомендуемые меры включали повышение прозрачности, аудит деятельности
Фонда и реализацию краткосрочных проектов для снижения социальной
напряженности. По итогам процесса медиации и миссии, НКЦ
Люксембурга разработал рекомендации по реструктуризации Фонда социального
развития округов. Стороны согласились с предложением о преобразовании Фонда в
независимый траст, управляемый совместно представителями правительства,
гражданского общества и ArcelorMittal. Предложение включало создание
профессионального учреждения-исполнителя для управления проектами, повышение
прозрачности и проведение полного аудита деятельности Фонда. После закрытия
дела НКЦ отметил, что успех предложенных реформ будет зависеть от их внедрения
правительством Либерии.
Роль НКЦ Люксембурга в этом деле заключалась в
организации диалога между сторонами, предоставлении нейтральной платформы для
обсуждений и инициировании миссий по установлению фактов. НКЦ также
способствовал разработке практических рекомендаций, которые учитывали интересы
всех сторон. В итоге стороны согласились с предложенными решениями, однако их
реализация зависела от действий правительства Либерии. Данный случай подчеркнул важность прозрачного
управления фондами, участия местных общин в принятии решений и ответственности
компаний за влияние своей деятельности. Опыт НКЦ Люксембурга стал примером
эффективной медиации и применения Руководящих принципов ОЭСР.
Просмотров: 80 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|