Рубрика «О чем говорят показатели рейтингов?»
13.01.2025
Продолжим рассмотрение показателей международных рейтингов, отражающих общественное мнение о значимости соблюдения и исполнения законов.
Защита основных прав является одним из факторов в Индексе верховенства закона (далее – ИВЗ). Оценка по фактору составляется на основе
данных, полученных при опросе экспертов и домохозяйств. Исходя
из полученных данных по каждому фактору, рассчитывается итоговая оценка для
страны в диапазоне значений от 0 до 1, где 1 балл означает наивысший уровень
соблюдения принципа верховенства права, а 0 – наименьший. Фактор «Защита
основных прав» является сводным и взвешивает 8 субфакторов: 1) Равноправие и отсутствие
дискриминации. Субфактор исследует восприятие дискриминации и неравного
обращения по различным признакам, таким как социально-экономическое положение,
пол, этническая принадлежность, религия, иностранное гражданство и половая
ориентация. 2) Право на жизнь и
безопасность человека. Субфактор измеряет восприятия нарушений права на жизнь и
личную неприкосновенность, включая жестокое обращение со стороны правоохранительных
органов и государства. 3) Процессуальное право.
Субфактор фокусируется на восприятии и опыте нарушений прав обвиняемых в
уголовных делах, включая презумпцию невиновности, арест и предварительное
заключение, пытки, юридическую помощь и условия в исправительных учреждениях. 4) Свобода мнения. Субфактор
исследует уровень свободы выражения мнений и свободы СМИ в стране, а также возможности
для граждан, политических организаций и оппозиции свободно выражать свои
взгляды без страха репрессий. 5) Свобода веры и религии.
Субфактор оценивает уровень свободы убеждений и вероисповедания в стране. 6) Право на
конфиденциальность. Субфактор исследует
степень гарантированной свободы от произвольного вмешательства в частную жизнь
граждан. 7) Свобода собраний и
объединений. Субфактор оценивает степень свободы собраний и ассоциаций в
стране. 8) Трудовое право. Субфактор
измеряет гарантирование трудовых прав, включая равенство в оплате труда и
отсутствие дискриминации при найме. По итогам 2024 года
по фактору защита основных прав наблюдается
улучшение позиции Казахстана с 100 на 97 место с сохранением значения 0,46. Источник: Индекс верховенства закона 2020-2024 Лидирующие позиции занимают
скандинавские страны: Дания (0,92), Норвегия (0,90) и Финляндия (0,89). Наименьшие значения зафиксированы у Египта
(0,24), Ирана (0,25) и Мьянмы (0,17).
Позиции Казахстана и
их динамика в разрезе субфакторов фактора «Защита
основных прав» за 2023-2024 годы
Наилучшую позицию относительно других
субфакторов Казахстан занимает по субфактору «Равноправие и отсутствие
дискриминации» – 61 место со значением 0,59 баллов (62 место со
значением 0,59 баллов в ИВЗ 2023). Данный субфактор
оценивает насколько вероятно, что указанные характеристики ставят человека в
невыгодное положение в различных ситуациях: в суде, на рабочем месте, при
получении медицинской помощи или в процессе задержания и расследования
преступлений.
В частности реализуется Концепция правовой
политики Республики Казахстан до 2030 года, определяющая приоритетные
направления развития национального права, правоохранительной и судебной систем,
а также правового образования и правовой пропаганды. Ожидается, что реализация
Концепции будет способствовать устойчивому экономическому и социальному
развитию казахстанского общества, построению модели государственного управления
на принципах результативности, прозрачности и ответственности власти,
защищенности прав и свобод человека и гражданина. В результате к 2030 году запланировано
достижение следующих показателей: индекса верховенства права World Justice
Project – не менее 0.60 баллов. По итогам 2024 года общее значение индекса для
Казахстана составило 0,54 балла (65 место), что на 0,01 балла выше, чем в 2023
году.
Кроме того Национальным планом развития
РК до 2029 года предусмотрено обеспечение верховенства права, как необходимого
элемента экономического развития и инвестиционной привлекательности страны.
Планируется дальнейшее улучшение качества судебного производства посредством
внедрения цифровых технологий, развития электронного правосудия и повышения
профессионализации судейского корпуса. Будет продолжена реформа
правоохранительных органов по переориентации работы правоохранителей на
удовлетворение потребностей населения, что повысит уровень защищенности граждан.
Просмотров: 8 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|