Автомагистраль «Центр - Запад» - ключевой инфраструктурный проект для Казахстана

19.03.2025

Глава государства Касым-Жомарт Токаев на очередном заседании Национального Курултая объявил о строительстве новой автодороги, которая свяжет столицу с западными регионами страны, пройдет через Аркалык, Тургай и Иргиз.

Этот масштабный инфраструктурный проект обеспечит прямой выход к Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), значительно укрепив транзитный потенциал Казахстана.

Строительство магистрали станет крупнейшим дорожным проектом последних лет, обеспечив не только развитие логистики и транзитных коридоров, но и значительный социально-экономический эффект для регионов.

Проект предполагает строительство современной автомагистрали, соответствующей международным стандартам протяжённостью около
1 250 км по маршруту Астана - Аркалык - Тургай - Иргиз - Актобе - Актау (с выходом к ТМТМ). Категория трассы – I и II технические категории с участками 4-полосного движения в ключевых узлах. Будут построены дополнительные объекты – мосты, дорожные развязки, зоны отдыха, придорожный сервис, внедрены интеллектуальные транспортные системы (ITS), позволяющие повысить безопасность движения и сократить расходы на обслуживание.

Необходимо отметить, что идея строительства автодороги «Центр-Запад» обсуждалась давно, еще в 2013 году она была включена в планы развития транспортной инфраструктуры Казахстана. Ранее рассматривался альтернативный маршрут через Костанай, но он оказался менее выгодным с точки зрения экономического эффекта и охвата территории. В 2015 году был подготовлен предварительный технико-экономический анализ, однако финансирование проекта было отложено. В 2020-х годах дискуссии о необходимости трассы вновь активизировались и в 2023-2024 гг. были проведены новые расчёты и анализ экономической целесообразности. Теперь, с объявлением о запуске строительства, проект выходит на этап практической реализации.

Автодорога принесёт ощутимые выгоды жителям регионов, через которые она проходит. Аркалык, Тургай, Иргиз – ранее малодоступные населённые пункты, получат новый импульс для развития, современная удобная автодорога позволят расширить рынки сбыта сельхозпродукции, улучшится доступ к уникальным природным объектам, таким как плато Устюрт и побережье Каспия, модернизация дорожной сети обеспечит комфортные условия передвижения.

Строительство автодороги станет важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры страны и её интеграции в международные логистические цепочки. Автодорога «Центр-Запад» станет частью глобальной транспортной системы, укрепляя позиции Казахстана в ТМТМ, который связывает Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу. Сократятся сроки доставки грузов из Китая в Европу, улучшится связка между автомобильным и морским транспортом в портах Актау и Курык. Повысится уровень кооперации с партнёрами по маршруту (Азербайджан, Грузия, Турция, ЕС). Эти факторы помогут Казахстану занять стратегически важное место в Евразийской логистике.

При реализации проекта необходимо учесть один важный экологический аспект: маршрут автодороги проходит через места обитания сайгака – редкого и уязвимого вида, находящегося под угрозой исчезновения. Требуется поиск решений, позволяющих совместить развитие инфраструктуры и сохранение популяции сайгаков. Важно внедрить экологически безопасные технологии, учитывающие маршруты миграции сайги. Имеется международный опыт совмещения развития инфраструктуры и охраны животных: в Монголии для защиты антилоп использовали подземные переходы и эко-мосты, в США и Канаде устраивали экодуки для лосей, медведей, антилоп, в Европе (Германия, Нидерланды, Франция) существует развитая сеть «зелёных мостов» для диких животных. Сотрудничество с экологами, зоологами и международными организациями поможет найти оптимальные решения, ведь в долгосрочной перспективе устойчивое развитие инфраструктуры и сохранение биоразнообразия – взаимосвязанные задачи, требующие комплексного подхода.

В целом, безусловно, строительство автодороги «Центр-Запад» станет одним из ключевых инфраструктурных проектов Казахстана в ближайшие годы. Проект в полной мере отвечает стратегическим целям Казахстана, направленным на развитие транспортного потенциала, экономический рост и укрепление позиций страны в глобальной логистической системе.
 

Ведущий научный сотрудник

Матаев Габит

 



Просмотров: 95
Сохранено: 20.03.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!