Глава государства Касым-Жомарт Токаев на очередном заседании Национального Курултая объявил о строительстве новой автодороги, которая свяжет столицу с западными регионами страны, пройдет через Аркалык, Тургай и Иргиз.
Этот
масштабный инфраструктурный проект обеспечит прямой выход к Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), значительно укрепив
транзитный потенциал Казахстана.
Строительство
магистрали станет крупнейшим дорожным
проектом последних лет, обеспечив не только развитие логистики и
транзитных коридоров, но и значительный социально-экономический эффект для
регионов.
Проект
предполагает строительство современной автомагистрали, соответствующей
международным стандартам протяжённостью около
1 250 км по маршруту Астана -
Аркалык - Тургай - Иргиз - Актобе - Актау (с выходом к ТМТМ). Категория трассы – I и II технические
категории с участками 4-полосного движения в ключевых узлах. Будут
построены дополнительные объекты – мосты, дорожные развязки, зоны
отдыха, придорожный сервис, внедрены интеллектуальные транспортные системы (ITS), позволяющие повысить безопасность
движения и сократить расходы на обслуживание.
Необходимо
отметить, что идея строительства автодороги «Центр-Запад» обсуждалась давно,
еще в 2013 году она была
включена в планы развития транспортной инфраструктуры Казахстана. Ранее рассматривался альтернативный маршрут
через Костанай, но он оказался менее выгодным с точки зрения экономического
эффекта и охвата территории. В 2015 году был подготовлен предварительный технико-экономический анализ,
однако финансирование проекта было отложено. В 2020-х годах дискуссии о
необходимости трассы вновь активизировались и в 2023-2024 гг. были проведены
новые расчёты и анализ экономической целесообразности. Теперь, с объявлением о
запуске строительства, проект выходит на этап практической реализации.
Автодорога
принесёт ощутимые выгоды жителям
регионов, через которые она проходит. Аркалык, Тургай, Иргиз – ранее малодоступные населённые пункты, получат новый импульс для развития,
современная удобная автодорога позволят расширить рынки сбыта сельхозпродукции,
улучшится доступ к уникальным природным объектам, таким как плато Устюрт и
побережье Каспия, модернизация дорожной
сети обеспечит комфортные условия передвижения.
Строительство
автодороги станет важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры страны и
её интеграции в международные логистические цепочки. Автодорога «Центр-Запад» станет частью глобальной транспортной системы,
укрепляя позиции Казахстана в ТМТМ,
который связывает Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию,
Турцию и Европу. Сократятся сроки
доставки грузов из Китая в Европу, улучшится связка между автомобильным и морским транспортом в портах
Актау и Курык. Повысится уровень
кооперации с партнёрами по маршруту (Азербайджан,
Грузия, Турция, ЕС). Эти факторы помогут Казахстану занять стратегически важное место в
Евразийской логистике.
При реализации проекта необходимо учесть один важный экологический аспект: маршрут автодороги проходит через места обитания сайгака – редкого и уязвимого вида, находящегося под угрозой исчезновения. Требуется поиск решений, позволяющих совместить развитие инфраструктуры и сохранение популяции сайгаков. Важно внедрить экологически безопасные технологии, учитывающие маршруты миграции сайги. Имеется международный опыт совмещения развития инфраструктуры и охраны животных: в Монголии для защиты антилоп использовали подземные переходы и эко-мосты, в США и Канаде устраивали экодуки для лосей, медведей, антилоп, в Европе (Германия, Нидерланды, Франция) существует развитая сеть «зелёных мостов» для диких животных. Сотрудничество с экологами, зоологами и международными организациями поможет найти оптимальные решения, ведь в долгосрочной перспективе устойчивое развитие инфраструктуры и сохранение биоразнообразия – взаимосвязанные задачи, требующие комплексного подхода.
В целом, безусловно, строительство автодороги «Центр-Запад» станет одним из ключевых инфраструктурных проектов Казахстана в ближайшие годы. Проект в полной мере отвечает стратегическим целям Казахстана, направленным на развитие транспортного потенциала, экономический рост и укрепление позиций страны в глобальной логистической системе.
Ведущий научный сотрудник
Матаев Габит