Глобальные тренды развития мировой экономики
27.06.2025
24–25 июня 2025 года в Гааге состоялся один из наиболее значимых саммитов НАТО за последние десятилетия. Основной темой повестки стало укрепление обороноспособности стран-членов и адаптация НАТО к новым вызовам глобальной безопасности. Однако меры, принятые на саммите в области обороны, обладают не только военно-политическим, но и значительным экономическим влиянием на страны-участницы.
Главным итогом саммита стало согласие всех 32 стран-членов НАТО на поэтапное увеличение оборонных расходов до 5% ВВП к 2035 году. Это решение вдвое превышает предыдущую целевую планку в 2% ВВП, установленную на Уэльском саммите в 2014 году. Структура новых расходов предполагает:
Принятая цель в 5% ВВП ставит перед государствами-членами различную по масштабу задачу. Следует отметить, что многие европейские страны, традиционно тратившие менее 2% ВВП на оборону, столкнутся с необходимостью резкого увеличения бюджетных расходов, что потребует пересмотра государственных приоритетов. Это может повлечь за собой внутренние политические и социальные вызовы.
Особое
внимание вызывает ситуация в Испании.
Как государство, в течение десятилетий
сохранявшее низкий уровень оборонных
затрат, Испания уже выразила сомнение
в достижении поставленной
цели.
В
то же время такие страны, как Польша и
государства Балтии, уже близки к этим
показателям (Польша
направляет 4,7% ВВП на оборону) и,
по всей вероятности, продолжат занимать
ведущие позиции в реализации обновленной
политики НАТО, что во многом связано с
их внешнеполитическим положением.
Увеличение оборонных бюджетов до уровня 5% ВВП потребует значительного перераспределения государственных ресурсов. Потенциальные источники финансирования включают:
Таким образом, странам-членам придется сбалансировать задачи по укреплению обороны с необходимостью поддержания стабильности национальных бюджетов.
Тем
не менее, реализация данной инициативы
может открывать возможности для
экономического роста, особенно в сферах
оборонной промышленности, высоких
технологий и кибербезопасности.
Государства с развитой военной
промышленностью, включая США, Германию
и Францию, смогут извлечь значительную
выгоду за счёт роста экспорта, увеличения
занятости и расширения производственных
мощностей. Согласно данным Стокгольмского
международного института исследования
проблем мира (SIPRI), на долю США приходится
около 43% мирового экспорта вооружений,
в то время как Франция и Германия входят
в пятёрку крупнейших экспортёров.
В условиях резкого увеличения военных
расходов со стороны стран НАТО именно
национальные производители вооружений
в этих странах (например, Lockheed Martin, BAE
Systems, Rheinmetall, Thales, Airbus Defence) получат
наибольшую выгоду от новых заказов.
Вместе с тем, столь крупные инвестиции
могут спровоцировать инфляционное
давление и в долгосрочной перспективе
повлиять на устойчивость экономического
развития, особенно если они будут
происходить за счёт сокращения вложений
в образование, здравоохранение и развитие
человеческого капитала. Наибольшие
риски при этом возникают у стран с
ограниченными ресурсами и слабо развитым
оборонно-промышленным сектором, которые
будут вынуждены закупать вооружение
за рубежом, не получая при этом прямых
экономических выгод.
Принятое решение о повышении оборонных расходов до 5% ВВП определяет курс на ближайшие годы. Успешность данного перехода будет влиять не только на уровень безопасности в рамках НАТО, но и на долгосрочную экономическую устойчивость регионов Европы и Северной Америки.
2 https://www.euronews.com/my-europe/2025/06/25/defence-spend-to-5-of-gdp-ukraine-russia-the-key-takeaways-from-the-nato-summit 3 https://www.nato.int/docu/review/articles/2025/04/14/sharing-the-burden-how-poland-and-germany-are-shifting-the-dial-on-european-defence-expenditure/index.html 4 https://www.sipri.org/publications/2025/sipri-fact-sheets/trends-international-arms-transfers-2024 5 https://amulex.ru/daily/ekonomicheskie-posledstviya-uvelicheniya-voennyh-rashodov-v-evrope/
Просмотров: 6 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|