Глобальные тренды развития мировой экономики

27.06.2025

24–25 июня 2025 года в Гааге состоялся один из наиболее значимых саммитов НАТО за последние десятилетия. Основной темой повестки стало укрепление обороноспособности стран-членов и адаптация НАТО к новым вызовам глобальной безопасности. Однако меры, принятые на саммите в области обороны, обладают не только военно-политическим, но и значительным экономическим влиянием на страны-участницы.

Главным итогом саммита стало согласие всех 32 стран-членов НАТО на поэтапное увеличение оборонных расходов до 5% ВВП к 2035 году. Это решение вдвое превышает предыдущую целевую планку в 2% ВВП, установленную на Уэльском саммите в 2014 году.

Структура новых расходов предполагает:

  • 3,5% ВВП на традиционные военные нужды (перевооружение, модернизация вооружённых сил, закупка техники);
  • 1,5% ВВП на обеспечение комплексной безопасности (кибероборона, защита критической инфраструктуры, логистика, модернизация транспортных узлов).

Принятая цель в 5% ВВП ставит перед государствами-членами различную по масштабу задачу. Следует отметить, что многие европейские страны, традиционно тратившие менее 2% ВВП на оборону, столкнутся с необходимостью резкого увеличения бюджетных расходов, что потребует пересмотра государственных приоритетов. Это может повлечь за собой внутренние политические и социальные вызовы.

Особое внимание вызывает ситуация в Испании. Как государство, в течение десятилетий сохранявшее низкий уровень оборонных затрат, Испания уже выразила сомнение в достижении поставленной цели. В то же время такие страны, как Польша и государства Балтии, уже близки к этим показателям (Польша направляет 4,7% ВВП на оборону) и, по всей вероятности, продолжат занимать ведущие позиции в реализации обновленной политики НАТО, что во многом связано с их внешнеполитическим положением.

Увеличение оборонных бюджетов до уровня 5% ВВП потребует значительного перераспределения государственных ресурсов.

Потенциальные источники финансирования включают:

  • повышение налоговой нагрузки на граждан и бизнес, что может повлиять на потребительскую активность и объемы частных инвестиций;
  • сокращение расходов в других секторах, таких как здравоохранение, образование и социальная защита, что способно вызвать общественное недовольство и снизить уровень жизни;
  • рост государственного долга с увеличением затрат на его обслуживание, особенно в странах с уже высоким уровнем заимствований.

Таким образом, странам-членам придется сбалансировать задачи по укреплению обороны с необходимостью поддержания стабильности национальных бюджетов.

Тем не менее, реализация данной инициативы может открывать возможности для экономического роста, особенно в сферах оборонной промышленности, высоких технологий и кибербезопасности. Государства с развитой военной промышленностью, включая США, Германию и Францию, смогут извлечь значительную выгоду за счёт роста экспорта, увеличения занятости и расширения производственных мощностей. Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), на долю США приходится около 43% мирового экспорта вооружений, в то время как Франция и Германия входят в пятёрку крупнейших экспортёров. В условиях резкого увеличения военных расходов со стороны стран НАТО именно национальные производители вооружений в этих странах (например, Lockheed Martin, BAE Systems, Rheinmetall, Thales, Airbus Defence) получат наибольшую выгоду от новых заказов. Вместе с тем, столь крупные инвестиции могут спровоцировать инфляционное давление и в долгосрочной перспективе повлиять на устойчивость экономического развития, особенно если они будут происходить за счёт сокращения вложений в образование, здравоохранение и развитие человеческого капитала. Наибольшие риски при этом возникают у стран с ограниченными ресурсами и слабо развитым оборонно-промышленным сектором, которые будут вынуждены закупать вооружение за рубежом, не получая при этом прямых экономических выгод.

Принятое решение о повышении оборонных расходов до 5% ВВП определяет курс на ближайшие годы. Успешность данного перехода будет влиять не только на уровень безопасности в рамках НАТО, но и на долгосрочную экономическую устойчивость регионов Европы и Северной Америки.



2 https://www.euronews.com/my-europe/2025/06/25/defence-spend-to-5-of-gdp-ukraine-russia-the-key-takeaways-from-the-nato-summit

3 https://www.nato.int/docu/review/articles/2025/04/14/sharing-the-burden-how-poland-and-germany-are-shifting-the-dial-on-european-defence-expenditure/index.html

4 https://www.sipri.org/publications/2025/sipri-fact-sheets/trends-international-arms-transfers-2024

5 https://amulex.ru/daily/ekonomicheskie-posledstviya-uvelicheniya-voennyh-rashodov-v-evrope/



Просмотров: 6
Сохранено: 28.06.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!