9 сентября 2025 года Центром по изучению мировой конкурентоспособности IMD опубликованы результаты Мирового рейтинга талантов IMD 2025 (IMD World Talent Ranking 2025).
В
рейтинге 2025 года приняли участие 69
экономик,
рассмотренных с точки зрения развития,
привлечения и удержания человеческого
капитала, необходимых для обеспечения
устойчивого экономического роста.
Казахстан
занял 34
место,
поднявшись на 3 пункта по сравнению с
прошлым годом, демонстрируя положительную
динамику. Так, страна расположилась
между Новой Зеландией (33 место) и Кипром
(35 место).

Источник: IMD World Talent Ranking reports 2023-2025
Справочно:
Фактор «Инвестиции и развитие» оценивает, как эффективно страна инвестирует в образование и профессиональную подготовку граждан, обеспечивая их необходимыми навыками для экономики.
Фактор «Привлекательность» показывает, насколько страна привлекает и удерживает таланты, как местные, так и иностранные.
Фактор «Готовность» оценивает, насколько квалифицирована рабочая сила в стране, и соответствует ли она потребностям экономики.
На
повышение позиции Казахстана в большей
степени повлияло улучшение фактора
«Инвестиции и развитие»,
по которому страна заняла
20
место,
поднявшись на 3 пункта по сравнению с
результатами предыдущего года. Так,
страна ежегодно демонстрирует
положительную динамику в рамках данного
фактора.
В
разрезе показателей наибольшее улучшение
наблюдается по доле
женской рабочий силы,
которая составила 51,5% от общей рабочей
силы (с
12 места при значении 48,39% до 3 места в
Рейтинге
талантов IMD
2025),
а также по соотношению
числа учеников и учителей в начальном
образовании
– 14,74 (с
46 места при значении 16,8 до 38 места в
Рейтинге
талантов IMD
2025).
Казахстан также сохраняет сильные
позиции по показателю соотношения
числа учащихся и учителей в среднем
образовании,
занимая 2 место со значением 8,34.
По
факторам «Привлекательность» и
«Готовность» наблюдаются улучшения
на 1 пункт,
с 46 до 45 места и с 44 до 43 места
соответственно. Так, в рамках фактора
«Привлекательность»
респонденты высоко оценили уровень
справедливости
правосудия
(с 39 места при 5,54 балла до 26 места при
6,56 балла), а также приоритетность
привлечения и удержания талантов в
компаниях (с
40 места при 6,6 балла до 27 места при 6,92
балла).
В
факторе «Готовность»
особо выделяется показатель «Рост
рабочей силы»,
по которому позиция Казахстана улучшилась
на
17 пунктов – с 48 места (1,11%) до 31
места (1,36%).
Лидирующую
позицию
в рейтинге по-прежнему удерживает
Швейцария,
стабильно занимая первое место по
факторам «Инвестиции и развитие» и
«Привлекательность». Далее
в рейтинге расположились Люксембург
(2 место), Исландия
(3 место), Гонконг
(4 место) и Нидерланды
(5 место). Во всех указанных странах
наблюдается улучшение позиций по
сравнению с результатами предыдущего
года.
Согласно
докладу IMD
World Talent
Ranking
2025,
конкурентоспособность талантов остается
динамичной сферой, где устойчивое
лидерство требует постоянных инноваций
в политике, гибкой адаптации к меняющимся
потребностям рынка труда и сочетания
долгосрочных инвестиций с краткосрочными
решениями.
Десятилетнее
доминирование Швейцарии свидетельствует
о том, что сильные институты, качественное
образование и последовательная политика
формируют устойчивые конкурентные
преимущества, но даже лидеры сталкиваются
с вызовами
– гендерным разрывом и нехваткой
специалистов в STEM,
что может негативно сказаться на
результатах в будущем.
Быстрый
рост ОАЭ, возврат Исландии в тройку
лидеров и рекордное укрепление позиций
Гонконга показывают, что последовательные
и целенаправленные реформы
и инвестиции в приведение
результатов образования в соответствие
с потребностями рынка и
создание
конкурентоспособной на мировом рынке
рабочей среды
могут изменить положение экономики в
глобальном кадровом ландшафте, несмотря
на предшествующую нестабильность.
Ключевыми
факторами успеха являются, во-первых,
баланс
между тремя основными направлениями –
инвестициями,
привлекательностью и готовностью кадров
к потребностям экономики.
Во-вторых, эффективность
не
менее важна, чем инвестиции: Казахстан,
Латвия и Эстония показывают, что грамотное
использование ограниченных бюджетов
на образование может быть результативнее
более щедро финансируемых, но менее
эффективных систем. В-третьих, международная
мобильность студентов
это основа будущих стратегий развития
талантов. К примеру, Канада и Германия
демонстрируют, как интеграция иностранных
студентов в рынок труда создает устойчивый
кадровый потенциал.
В
будущем экономикам необходимо будет
решить три всеобъемлющие задачи для
поддержания или повышения своей
конкурентоспособности: ликвидировать
гендерный разрыв в участии в рабочей
силе, привести результаты образования
в соответствие с быстро меняющимися
потребностями в рабочей силе и предложить
высокое
качество жизни.
Актуальность
вышеуказанных задач также отмечается
Главой государства К.К. Токаевым в его
Послании народу Казахстана «Казахстан
в эпоху искусственного интеллекта:
актуальные задачи и их решения через
цифровую трансформацию». В качестве
одной из инициатив он подчеркнул
необходимость предъявления новых
требований к развитию человеческого
капитала в рамках цифровой масштабной
модернизации экономики, в частности
посредством формирования
компетенций в области искусственного
интеллекта начиная со школьной скамьи
и навыков владения технологией
искусственного интеллекта у педагогов,
интегрирования управления наукой,
образованием и инновациями, разработки
и внедрения эффективных механизмов
возвращения в страну квалифицированных
отечественных специалистов, а также
создания условий для привлечения из-за
рубежа сильных специалистов в технических
профессиях, способных внести вклад в
развитие страны.