Транспортная система Казахстана: драйвер экономической связанности и роста

24.10.2025

Казахстан располагается в центре Евразийского континента и обладает одной из крупнейших территорий в мире. Географическая протяжённость и распределённость производственных центров придают транспортному комплексу стратегическое значение как ключевому элементу экономической интеграции и внешней связанности. Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, воздушный и внутренний водный транспорт обеспечивают движение экспортных, импортных и транзитных потоков, связывая страну с основными рынками Европы и Азии.

Производственные показатели

По итогам 2024 года валовый выпуск отрасли «Транспорт и складирование» составил 7,7 трлн тенге, индекс физического объёма - 109,4 %, что на 5,7 п.п. выше уровня 2023 года. Общий объём перевозок всеми видами транспорта достиг 1,09 млрд тонн, из которых 0,43 млрд тонн перевезено железнодорожным транспортом, 0,34 млрд тонн - автомобильным и 0,3 трубопроводным. Среднегодовой темп роста отрасли (CAGR) за последние пять лет составил около 6 %.


Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт остаётся базовым элементом грузовых перевозок, обеспечивая 64 % общего грузооборота страны. В 2024 году перевезено 438,7 млн тонн грузов, что на 3,5 % больше, чем годом ранее. Грузооборот достиг 332,1 млрд т-км, увеличившись на более, чем 25 млрд т-км с 2020 года. Рост показывает увеличение как дальности, так и массы перевозимых грузов.

За январь–сентябрь 2025 года железнодорожным транспортом перевезено 339,4 млн тонн (+10,5 % к аналогичному периоду 2024 года), грузооборот составил 255 млрд т-км (+7,6 %). При этом пассажироперевозки снизились на 6,7 %, что отражает постепенный сдвиг пассажирского потока в пользу автотранспорта и авиации.


Автомобильный транспорт

Автомобильные перевозки формируют основу коротких и средних логистических связей – обеспечивая значительный объём грузопотоков по тоннажу при ограниченной дальности доставки. В 2024 году автомобильным транспортом перевезено 347,1 млн тонн грузов, а грузооборот составил 36,7 млрд т-км, что на 22 % выше уровня 2023 года.

По итогам января–сентября 2025 года зафиксировано дальнейшее увеличение – объём перевозок вырос на 1,4 %, а грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 32,3 %. Динамика отражает постепенное расширение внутреннего рынка перевозок, рост активности обрабатывающей промышленности и усиление роли автомобильного транспорта в межрегиональной логистике.


Воздушный транспорт

Воздушный транспорт ориентирован преимущественно на пассажирские перевозки. В 2024 году казахстанские авиакомпании перевезли 14,4 млн пассажиров, что на 8,6 % выше, чем в 2023 году. Аэропорты обслужили 29,7 млн пассажиров, показав рост на 14 %. За последние пять лет объём перевозок в авиаотрасли удвоился.

По данным за январь–сентябрь 2025 года перевезено 11,9 млн пассажиров (+6,9 %), пассажирооборот составил 23,3 млрд п-км (+7,8 %).


Трубопроводный транспорт

Трубопроводный транспорт сохраняет устойчивую динамику: за январь–сентябрь 2025 года транспортировано 255 млн тонн грузов (+15,9 % к аналогичному периоду 2024 года), грузооборот составил 130,9 млрд т-км (+16,9 %).


Инвестиции и занятость

Объём инвестиций в транспортную отрасль в 2024 году составил 3,6 трлн тенге, или 18,8 % от общего объёма инвестиций в экономику. По сравнению с 2020 годом - в 2,8 раза. В отрасли занято 670 тыс. человек (7,3 % занятых в экономике), что на 52,6 тыс. больше, чем в 2020 году; основной прирост произошёл в 2022 году.

В январе–сентябре 2025 года занято 679 тыс. человек, что больше на 7 тыс. человек аналогичного периода 2024 года. Объем инвестиций за данный период составил – 2,4 трлн тенге, на 14% выше аналогичного периода 2024 года.


Бауыржан Кален

советник Научно-исследовательского аппарата Института экономических исследований



Просмотров: 6
Сохранено: 24.10.2025






Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!