Кино – это не только искусство, формирующее культурное наследие страны, но и важный экономический актив, способный привлекать инвестиции и стимулировать развитие смежных отраслей. Казахская киноиндустрия начала активно развиваться в постсоветский период, когда появились новые идеи и художественные формы.
В последние годы
государство рассматривает кино как
инструмент культурной идентификации
и экономического роста. Основные меры
поддержки включают финансирование
кинопроектов, налоговые льготы для
кинопроизводителей, программы повышения
квалификации кадров и инвестиционные
субсидии. Кроме создания рабочих мест,
кино способствует развитию туризма, а
экспорт кинопродукции повышает
государственные доходы и стимулирует
культурный обмен.
Кино
является важной частью креативной
экономики и оказывает значительное
влияние на ВВП ряда стран. Например, в
Великобритании сектор творческих
индустрий обеспечивает занятость более
2,1 млн человек и вносит около £116 млрд в
ВВП. С учётом сопутствующих эффектов
вклад в экономику достигает £178 млрд
(GVA).
В Южной Корее креативная экономика,
базирующаяся на кино, видеоиграх, драмах
и музыке, обеспечивает около 680 тыс.
рабочих мест. Доход от продаж составляет
около $115 млрд, а экспорт приносит $10,3
млрд.
В США в 2021 году креативная
экономика достигла 4,4% ВВП, или около $1
трлн. В сфере культуры и искусства заняты
4,9 млн человек (чуть меньше, чем до
пандемии – 5,2 млн). Стриминговые сервисы
и веб-публикации принесли $171,3 млрд
дохода, став крупнейшим сегментом
индустрии. Прибыль только от кинопроизводства
составила $68,9 млрд.
В 2020 году мировой
экспорт творческих товаров составил
$524 млн, а экспорт творческих услуг - $1,1
трлн.
Казахстан
также стремится развивать этот сектор.
Согласно Концепции развития креативных
индустрий на 2021-2025 годы, поставлены
следующие цели:
- увеличить долю
креативной экономики в ВВП до 5% (в 2021
году – 3,14%)
- повысить занятость в
креативных индустриях до 4%
- стимулировать рост малого и среднего
бизнеса в секторе и увеличить его
количество в 1,5 раза
Государственная
поддержка креативных отраслей широко
применяется во многих странах. Например,
в Великобритании значительную роль
играют специальные фонды и программы,
созданные в период пандемии для поддержки
культурного сектора.
К
числу таких инициатив относятся:
Фонд
культурных инвестиций
(запущен в 2019 г., бюджет £250 млн) –
поддержка музеев, библиотек и культурных
пространств.
Фонд
восстановления культуры
(2020 г., £1,6 млрд) – гранты и льготные
кредиты для организаций культуры и
наследия.
Программа
Create
(£17,5 млн, с 2022 г.) – финансирование
творческих бизнесов за пределами
Лондона.
Программа
творческих кластеров
(с 2018 г.) – развитие сотрудничества
университетов и бизнеса для стимулирования
инноваций в сфере искусства.
Эти
инициативы отражают стратегический
подход к укреплению креативной индустрии
и расширению её географии.
В киноотрасли
Великобритании ключевой мерой поддержки
является налоговый кредит, благодаря
которому доход отрасли составляет около
£100 млн ежегодно. В 2022 году расходы на
производство кино и телепродукции
достигли рекордных $6,27 млрд. Вклад
киноиндустрии в экономику страны
оценивается в £4,5 млрд ВВП и £1,2 млрд
налоговых поступлений ежегодно.
В
Казахстане по данным 2024 года зарегистрировано
121 кинематографическая организация, из
которых 100 – частные. Это говорит о
доминировании частного сектора. 29
организаций принадлежат индивидуальным
предпринимателям, что подтверждает
участие малого бизнеса. Лишь 4 компании
имеют иностранное участие.
Алматы
лидирует по числу киноорганизаций –
20, из них 1 государственная, 2 – с
иностранным капиталом. В Астане – 10
организаций, ни одна не является
государственной или иностранной.
Больше
всего государственных киноорганизаций
в Жамбылской области (9) и в
Западно-Казахстанской (5 из 11). Это
отражает зависимость регионов от
государственной поддержки и меньшую
активность частного сектора.
Доход
от кинопроката в 2023 году составил 26,9
млрд тенге, в 2024 году – 43,9 млрд. Из них
около 24,2 млрд пришлось на зарубежные
фильмы, а 17,5 млрд – на отечественные.
Основная
доля доходов от полного метра приходится
на Алматы (15,8 млрд). Со-производство и
иностранные проекты также показывают
заметный результат (974 млн).
Доход
государственных киноструктур – всего
около 150 млн тенге, что подтверждает
ведущую роль частного сектора в индустрии.
При
этом отрасль сталкивается с рядом
проблем:
- недостаток инфраструктуры
(съёмочные павильоны, техника,
кинотеатры)
- низкий уровень частных
инвестиций и зависимость от господдержки
- ограниченность жанрового и тематического
разнообразия отечественных фильмов
- слабый маркетинг и продвижение как
внутри страны, так и за рубежом
- недостаточный уровень международных
копродукций
- узкая подготовка кадров и нехватка
специализированных профессий
- проблемы защиты авторских прав и
распространение пиратства
- узкая подготовка кадров и нехватка
специализированных профессий
- проблемы защиты авторских прав и
распространение пиратства
В
целом потенциал роста казахстанской
киноиндустрии высок. Казахстан способен
усилить своё влияние и в масштабе
Центральной Азии. Государственная
поддержка создает основу для развития,
однако для качественного рывка необходимы:
укрепление инфраструктуры, расширение
жанрового разнообразия,
защита интеллектуальной собственности
и активизация частных инвестиций.
Жанерке
Рахман
старший эксперт Центра региональных
исследований и качества жизни