Экономика и закон: нефтегазохимической промышленности
02.12.2025
В Казахстане совершенствуется законодательное регулирование нефтегазохимической отрасли с целью создания устойчивой нормативной базы, снижения импортозависимости, формирования прочной сырьевой базы и развития экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. Для достижения этих целей принимаются комплексные меры: приоритетное распределение сырья отечественным нефтегазохимическим предприятиям, оптимизация ценообразования на газовые фракции, усиление контроля качества импортной продукции и расширение инструментов государственной поддержки отрасли.
По данным 2024 года, импорт полимерной продукции составляет около 2,15 млрд долларов США, тогда как экспорт — около 455,7 млн долларов США, что указывает на низкий уровень переработки и высокую зависимость от импорта. Реализация указанных мер позволит обеспечить гарантированный доступ предприятий к сырью, создать предсказуемую ценовую среду и развить логистическую инфраструктуру, что может способствовать увеличению глубины переработки, сокращению импорта и укреплению позиций Казахстана на внешних рынках. Далее будет рассмотрен международный опыт регулирования импорта и экспорта нефтегазохимической продукции. Австралия В Штате Западная Австралия (богатый газом) действует политика внутреннего газового обязательства (Domestic Gas Reservation Policy). Правительство штата требует от проектов по экспорту СПГ резервировать до 15% добываемого газа для внутреннего рынка штата. На практике операторы крупных LNG-заводов (например, North West Shelf, Gorgon и др.) обязаны поставлять определённый объём газа местным потребителям (промышленность, электроэнергетика) по регулируемым условиям. Этот механизм существует уже десятилетия и считается причиной длительного периода низких цен на газ в Западной Австралии. Однако по мере роста спроса и истощения старых месторождений политика пересматривается - в 2023 г. власти штата заявили о необходимости обновить требования к поставкам на внутренний рынок, чтобы избежать дефицита газа к 2030-м. В целом же пример Австралии показывает, что развитые страны с экспортно-ориентированным сырьевым сектором иногда вводят официальные «обязательства внутреннего рынка» для обеспечения дешёвого сырья нефтехимии и энергетики внутри страны. Такие меры, однако, скорее исключение: большинство развитых государств полагаются на стратегические резервы и гибкие рынки, прибегая к прямому перераспределению ресурсов только при возникновении острых кризисов или дисбалансов. США В США поставки сырья и нефтехимической продукции осуществляются рыночными методами. Однако в интересах энергетической безопасности США исторически применяли особые меры. Так, после нефтяного эмбарго 1973 г. Конгресс принял Закон об энергетической политике и сохранении (Energy Policy and Conservation Act, EPCA, 1975), который наделил президента правом ограничивать экспорт нефти, газа и нефтехимического сырья в целях защиты внутреннего рынка и энергоснабжения.
В
соответствии с EPCA в 1977 г. было введено
эмбарго на экспорт сырой нефти из США
(действовало до 2015 г.), требовавшее,
чтобы вся добываемая нефть реализовывалась
на внутреннем рынке. Также EPCA дает
полномочия Президенту при необходимости
распоряжаться приоритетным распределением
материалов и оборудования для максимального
удовлетворения внутренних энергетических
нужд. Для
реагирования на кризисные ситуации
поддерживаются стратегические запасы
нефти — Strategic
Petroleum Reserve (SPR),
которые изначально создавались для
покрытия примерно 90 дней нетто‑импорта
(согласно обязательствам по Energy Policy and
Conservation Act).
В чрезвычайных ситуациях правительство США может использовать Закон об оборонном производстве (Defense Production Act), чтобы обязать компании перенаправить продукцию на внутренние нужды. В
странах Европы отсутствует обязательство
направлять углеводородное сырьё на
внутренние нефтегазохимические
предприятия, поскольку они являются
нетто-импортёрами. Снабжение отрасли
осуществляется за счёт диверсификации
поставок и рыночных контрактов. В рамках энергетической безопасности ЕС действует Директива 2009/119/EC, обязывающая государства‑члены поддерживать стратегические запасы нефти и нефтепродуктов, эквивалентные не менее 90 дням среднего дневного импорта. В Германии норма реализуется через Закон об обязательном хранении нефти (Erdölbevorratungsgesetz), предусматривающий формирование государственных резервов нефти и основных нефтепродуктов, управляемых агентством EBV. Дополнительно функционирует механизм солидарности ЕС по газу (Регламент (EU) 2017/1938), обеспечивающий в чрезвычайных ситуациях поставку газа между государствами‑членами для снабжения защищённых потребителей. Данный механизм косвенно поддерживает нефтегазохимические предприятия, для которых природный газ является ключевым сырьём. 1 Kazakhstan Imports of Plastics and articles - 2025 Data 2026 Forecast 1995-2024 Historical
Просмотров: 40 |
| Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|