Модель ex – post регулирования
04.12.2025
![]() Ex – post оценка регуляторных актов представляет собой анализ их фактического воздействия с целью определения достижения поставленных целей и эффективности регуляторной политики. Регулярная оценка регуляторных актов после их вступления в силу помогает политикам понять, как принятые акты работают на практике и какие изменения могут потребоваться для их улучшения и адаптации. В 2024 году Комитетом ОЭСР по регуляторной политике подготовлен отчет «Перспективы регуляторной политики 2025», который в том числе посвящен вопросам нормотворчества, включая проведение ex – post оценки законодательства. Данное исследование измерило качество оценок ex - post как законов, так и подзаконных актов в странах ОЭСР и выявило значительные возможности для улучшения оценки ex post в обеих областях. Методология исследования основывается на данных, которые охватывают законы и подзаконные акты, инициированные исполнительной властью, и опросе должностных лиц. В данном исследовании приняли участие 38 стран ОЭСР. Согласно методологии оценка качества проведения ex – post анализа проводится по четырем направлениям. Анализ показал, что систематические требования по проведению оценки ex - post существуют менее чем в трети стран-членов ОЭСР. Результаты исследования также показали, что по шкале от 0 до 4 средний балл по странам ОЭСР по оценке ex - post законов в 2024 году составил всего 1,34. Только 9 из 38 стран, по которым имеются данные, набрали балл 2 или выше. При этом, анализ выявил, что имеются существенные недостатки во всех четырех аспектах оценки ex - post: - методология (со средним баллом ОЭСР 0,36 из 1 в 2024 году), - систематическое внедрение (0,36), - прозрачность (0,37); - надзор и контроль качества (0,25). Средний балл по оценке ex post подзаконных актов был аналогично низким и составил всего 1,33. Опять же, только 9 из 38 стран ОЭСР набрали балл 2 из 4 или выше. Таким образом, результаты оценки ex - post очень схожи в большинстве стран, как для законов, так и для подзаконных актов. В исследовании также отмечается, что по сравнению с 2014 годом наблюдается лишь незначительное улучшение. Так, в странах ОЭСР наблюдалось среднее повышение примерно на 0,12 балла по каждому из трёх измерений: надзор и контроль качества, методология и прозрачность. Систематическое внедрение показало менее значительное улучшение (+0,06 балла), поскольку страны не расширили свои требования к оценке. В ходе исследования были выявлены такие проблемы, как: - разовый характер ex – post оценки; - отсутствие критериев для проведения ex – post оценки. Так, к примеру, только 11 из 38 стран ОЭСР (28%) требуют периодических оценок ex - post всех законов. При этом 13 стран (34%) требуют их только для некоторых законов, а остальные 14 (37%) вообще не предъявляют никаких требований. Таким образом, в странах ОЭСР отсутствует системный подход по оценке ex – post, и это создает риски того, что оценки могут выбираться на основе политически обусловленных приоритетов или в ответ на сбои в работе регулирующих органов. В Казахстане ex – post оценка была внедрена с принятием Предпринимательского кодекса РК в 2015 году. Так, согласно статье 83 Предпринимательского кодекса РК, анализ регуляторного воздействия должен проводиться «до» и «после» введения регуляторного инструмента. В соответствии с Правилами проведения и использования анализа регуляторного воздействия ex – post оценка должна проводиться ежегодно. Так, Планы пересмотра регуляторных инструментов и (или) требований на предстоящий год должны ежегодно формироваться и утверждаться до 20 декабря и размещаться государственными органами на их официальном интернет - ресурсе. Анализ практики реализации ex – post оценки в Казахстане показал, что не все регулирующие государственные органы проводят ex – post оценку регуляторных инструментов и (или) требований, обязательные для осуществления предпринимательской деятельности. Так, обзор официальных интернет - ресурсов государственных органов показал, что не более 10% госорганов от общего количества разрабатывают, утверждают и размещают Планы пересмотра на предстоящий год на своих интернет – ресурсах. Асенова А. заместитель директора Центра экспертизы
Просмотров: 135 |
| Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|