Экономика и закон: управление твердыми бытовыми отходами
25.12.2025
Эффективное управление твердыми бытовыми отходами (ТБО) в Казахстане является важной экологической задачей на фоне роста объемов отходов и необходимости сохранения окружающей среды.
Согласно индексу экологической эффективности Environmental Performance Index (EPI), который учитывает объем отходов на душу населения, уровень контролируемой утилизации и восстановление ресурсов, в 2024 году в топ-10 из 180 стран вошли Сингапур, Япония, Швеция, Тайвань, Нидерланды, Финляндия, Германия, Швейцария, Дания и Великобритания. Казахстан занимает 99-е место, что подчеркивает необходимость повышения эффективности системы обращения с отходами. В стране недостаточно развита инфраструктура для сбора, транспортировки и переработки ТБО, что приводит к образованию несанкционированных свалок. Особенно сложная ситуация наблюдается в отдаленных районах, где перерабатывающие предприятия отсутствуют или не соответствуют современным требованиям. В настоящее время в Казахстане рассматривается законопроект по совершенствованию практики управления отходами. Планируется внедрение централизованных систем сбора и переработки отходов, что позволит более рационально использовать ресурсы, улучшить экологическую ситуацию и повысить инвестиционную привлекательность страны в сфере «зелёной» экономики. Эти меры направлены на улучшение процессов сбора и переработки, снижение негативного воздействия на окружающую среду и увеличение доли вторичного использования материалов. В этой связи интересен зарубежный опыт в сфере регулирования отходов, включая раздельный сбор, экономические стимулы для переработки и внедрение инновационных технологий.
Европейский Союз В Европейском Союзе управление отходами регулируется Рамочной директивой 2008/98/EC. Основные понятия включают «отход» (любое вещество или предмет, от которого владелец избавляется или обязан избавиться), переработку (recycling – превращение отходов в материалы или продукцию) и восстановление/утилизацию (recovery – более широкий термин, включающий переработку, повторное использование и извлечение энергии). Важная концепция «конец статуса отходов» (end-of-waste, EoW) определяет, когда отход перестаёт быть отходом и становится вторичным сырьем, соответствующим стандартам безопасности и рыночного спроса.
На практике страны ЕС обязаны внедрять раздельный сбор основных видов отходов: бумаги, металлов, пластика и стекла с 2015 года, с 2023–2025 гг. добавляются биоотходы, текстиль и опасные бытовые отходы. Директива также устанавливает целевые показатели переработки: к 2030 году – минимум 60% коммунальных отходов, к 2035 году – 65%, а для упаковки к 2025 году – 50% пластика и 75% бумаги. Такая система сочетает строгие нормативы и экономические стимулы для сокращения, переработки и безопасного использования отходов. Япония В Японии управление отходами строится по пятиуровневой иерархии: сначала отходы стараются минимизировать на этапе производства и потребления (Reduce), затем по возможности многократно использовать материалы (Reuse), после чего перерабатывать их в ресурсы (Recycle). Если переработка невозможна, отходы сжигаются с генерацией энергии (Heat Recovery), и только в крайнем случае они захораниваются на полигонах (Proper Disposal). Такой подход позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и снижать нагрузку на окружающую среду. Сбор и вывоз мусора строго регламентированы на национальном и муниципальном уровнях. Горючие отходы вывозятся 2 раза в неделю, пластиковая упаковка – раз в неделю, а негорючие и крупногабаритные отходы – реже, по расписанию или по предварительной записи. Компании по вывозу мусора обязаны строго соблюдать раздельный сбор, экологические стандарты автопарка и графики, при нарушении возможны штрафы или расторжение контракта. Особое внимание уделяется использованию электромобилей и газовых мусоровозов, а также ночной работе только бесшумной техники. Система раздельного сбора регулируется Законом об управлении отходами и предусматривает разделение отходов на 4–8 категорий: горючие, негорючие, пластик, стекло, металл, электроника, опасные и крупногабаритные отходы. Жители обязаны выбрасывать отходы в строго установленные дни и использовать прозрачные пакеты для контроля сортировки. Дополнительно действует обязательная маркировка упаковки и принцип расширенной ответственности производителей (EPR), при котором компании отвечают за сбор, переработку и утилизацию своих товаров, что стимулирует экологически безопасное производство. Германия Управление отходами регулируется Законом о замкнутом цикле и управлении отходами (KrWG, 2012). Закон определяет ключевые понятия: отходы – вещества или предметы, от которых владелец избавляется; экономика замкнутого цикла – меры по предотвращению отходов и их утилизации; побочные продукты – вещества, которые не считаются отходами, если их повторное использование безопасно и законно; пригодность для переработки – возможность превращения материала в новые продукты; конец статуса отходов – момент, когда отход становится вторичным сырьем, соответствующим требованиям безопасности и рынку. Для бытовых отходов в Германии применяется система «пяти контейнеров»: синий – бумага и картон, желтый – пластик и металл, зеленый/коричневый – стекло, коричневый – биоотходы, черный – несортируемые отходы. Закон обязывает граждан, предприятия и муниципалитеты к раздельному сбору, а нарушение правил сортировки влечёт штрафы, которые могут достигать 500 евро для частных лиц и до 100 000 евро для коммерческих предприятий. Предприятия обязаны вести учёт отходов, сортировать их по фракциям и направлять на переработку, неперерабатываемые отходы – на санитарные полигоны. Для электрического и электронного оборудования действует регистрация производителей и дистрибьюторов в Stiftung Elektro-Altgeräte Register, обеспечивающая надлежащую утилизацию продукции, с возможными штрафами до 100 000 евро за нарушение. Такая система обеспечивает высокую степень переработки, строгий контроль и ответственность всех участников цепочки управления отходами.
Просмотров: 10 |
| Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|