Краткий обзор образования 2020
30.09.2020
ОЭСР опубликован обзор образования 2020. В нем представлено 25 индикаторов в отношении оценки социальных результатов обучения, перехода от обучения на рынок труда, доступности образования, финансовых ресурсов, инвестируемых в учебные заведения, оплаты труда преподавателей в странах ОЭСР и ряде стран-партнеров. Уровень расходов на образовательные учреждения в стране зависит от численности населения школьного возраста. На финансирование также влияют показатели зачисления, уровня заработной платы учителей, организация и проведения обучения. Индикатор C2 измеряет долю ВВП, инвестируемую в образовательные учреждения. Эта мера демонстрирует приоритетность образовательных учреждений в зависимости от общих ресурсов страны. Расходы на образовательные учреждения включают расходы правительства, предприятий и отдельных студентов и их семей. Согласно отчету, после увеличения расходов стран ОЭСР в период с 2005 по 2012 годы доля общих расходов на начальные и высшие учебные заведения в объеме валового внутреннего продукта (ВВП) сократилась в среднем до 4,9% в 2017 году, что ниже его значения 2005 года в 5,1%. Это связано с тем, что расходы на образование в этот период росли медленнее, чем ВВП, они выросли на 17%, тогда как ВВП вырос на 27%. В среднем доля национальных ресурсов, выделяемых на нетретичное (невысшее) образование (начальное, среднее и послесреднее нетретичное образование), составляла 3,5% ВВП, что намного больше, чем доля ВВП, выделяемая на высшее образование (1,4% ВВП). Рисунок 1. Общие расходы на образовательные учреждения в процентах от ВВП (2017 г.)из государственных, частных и международных источников по уровню образования. Ист. ОЭСР Частные источники играют решающую роль в финансировании высшего образования, составляя в среднем около одной трети расходов на образовательные учреждения или 0,4% ВВП после трансфертов между государством и частным сектором. На уровне нетретичного (невысшего) образования частные расходы на образование составляют лишь одну десятую общих расходов на учебные заведения, или 0,3% ВВП. В период с 2012 по 2017 год общие расходы на учебные заведения начального и высшего образования как доля ВВП снизились более чем в двух третях стран ОЭСР и стран-партнеров.Общие расходы на образовательные учреждения увеличивались медленнее, чем ВВП. В 2017 году общие расходы составили примерно 9,1 тыс. долларов США на учащегося в начальных учебных заведениях и 10,5 тыс. долларов США в средних учебных заведениях в среднем по странам ОЭСР. На уровне старшей средней школы профессиональные программы обходятся в среднем примерно на 1,5 тыс. долларов США больше на одного учащегося, чем общеобразовательные, поскольку они, как правило, требуют более сложного оборудования и помещений, а обучение на рабочем месте может повлечь дополнительные расходы. На уровне высшего образования общие расходы в 2017 году составили 16 300 долларов США на одного студента по странам ОЭСР. На этом уровне 68% общих расходов поступает из государственных источников по сравнению с 90% на более низких уровнях образования. Наибольшая доля приходится на оплату труда персонала, на которую приходится 77% расходов на до-третичном (довысшем) уровне и 67% на третичном (высшее образование) уровне. Государственные бюджеты тщательно контролируются правительствами, и во время экономических спадов даже основные сектора, такие как образование, могут быть урезаны. При принятии решения о том, сколько выделить учебным заведениям, правительства должны сбалансировать потребности в увеличении расходов в таких областях, как заработная плата учителей и учебные заведения, с другими областями инвестиций. По мере ужесточения государственных бюджетов многие образовательные системы все чаще обращаются к частному сектору для дополнительных инвестиций, особенно на уровне высшего образования. Профессиональное образование и обучение (ПОО) В Обзоре особое внимание уделяется профессиональному образованию и обучению (ПОО). В некоторых странах, где профессионально-техническое образование более распространено, взрослые с квалификацией ПОО имеют высокий уровень занятости. Однако преимущество профессиональной квалификации для занятости имеет тенденцию к ослаблению на протяжении всей жизни. Участие в программе ПОО имеет как личные, так и общественные положительные результаты: возможность получения квалификации, интеграцию на рынок труда с удовлетворительной заработной платой, возможности дальнейшего карьерного роста, профессиональный статус и экономическую конкурентоспособность. Комбинированное обучение на основе учебы и работы встречается относительно редко, несмотря на преимущества. Страны с сильными интегрированными программами профессионального обучения на базе школы и работы также являются странами с самым высоким уровнем занятости для взрослых с профессиональным образованием, даже превосходящим аналогичный показатель для взрослых с высшим образованием, в некоторых случаях. Однако в среднем по странам ОЭСР только одна треть всех учащихся старших классов средних профессиональных учебных заведений обучается по таким программам. Популярные направления обучения среди выпускников профессиональных учебных заведений различаются на разных уровнях образования. В то время как машиностроение, производство и строительство являются наиболее распространенными сферами деятельности в старших классах средней школы, на уровне краткосрочных программ высшего образования большинство студентов заканчивают бизнес, управление и право или здравоохранение и социальное обеспечение. В среднем по странам ОЭСР 33% выпускников программ среднего профессионального образования в 2018 году получили квалификацию в широкой области проектирования, производства и строительства. Доля бизнеса, администрации и права падает до 18%; 17% - на услуги; 13% - на здоровье и благополучие; и 4% - для информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Однако это применимо не ко всем странам. В Эстонии, Венгрии и Исландии 50% или более студентов получают высшее образование по специальностям инженерное дело, производство и строительство. Напротив, бизнес, администрирование и право являются наиболее популярными областями на этом уровне в Бразилии, Люксембурге и Швейцарии. В Ирландии, Нидерландах, Испании и Великобритании область здравоохранения и социального обеспечения является наиболее популярной из выбранных областей. Рисунок 2. Доля выпускников средних профессиональных учебных заведений по выбранным направлениям обучения (2018 г.) Ист. ОЭСР Стоимость программ ПОО сильно варьируется в зависимости от направлений обучения, которым следуют студенты. Например, некоторые программы ПОО требуют дорогостоящего оборудования или сложной инфраструктуры для обучения студентов. Страны, в которых значительная часть студентов ПОО выпускается по специальности инженерное дело, производство и строительство (Чили, Эстония, Исландия и Швеция) как правило, тратят на одного студента больше в программах профессионального обучения, чем в общих. Наблюдается гендерный разрыв в областях обучения, что может частично объясняться социальными представлениями о том, в чем преуспевают женщины и мужчины, и о карьере, которую они могут сделать. Например, низкая доля женщин в области проектирования, производства и строительства может быть результатом социального восприятия науки как мужской области, что может оттолкнуть женщин от продолжения исследований в этой области. Напротив, чрезмерная представленность женщин в областях, связанных со здоровьем, похоже, отражает их предполагаемую склонность к занятию должностями, поскольку женщины составляют значительную долю медицинских работников передового уровня. В условиях нынешнего санитарного кризиса усиливается их подверженность инфекционным заболеваниям, что, в свою очередь, ложится тяжелым психологическим бременем на медицинских работников-женщин. Профессиональное образование во время карантина COVID-19 Дистанционное обучение не является доступным для всех, к примеру,для студентов из неблагополучных семей, нуждающихся в более индивидуальной поддержке, или менее обеспеченных семей, которые не имеют необходимое оборудование или материальную базу, чтобы обеспечить своим детям соответствующие условия. В отличие от академического образования, где возможно использование более гибких вариантовобразования- программ дистанционного обучения; профессиональное образование сталкивается с проблемами поиска новых форм электронного обучения, которые позволят студентам продолжать развивать свои навыки. Независимо от того, являются ли они школьными или комбинированными учебными и рабочими программами, практическое обучение составляет важную часть их учебных программ, что трудно сделать на расстоянии. Некоторые области, такие как сельское хозяйство, здравоохранение, инженерия, строительство или ремесла, требуют специального оборудования, обучения в небольших группах для практических демонстраций и пристального внимания со стороны учителей, чтобы убедиться, что действия, выполняемые учащимися, являются правильными. В этом случае дистанционное образование предоставляет ограниченные возможности обучения, что вызывает вопросы об образовательных потерях. Обучение студентов на рабочих местах в компаниях и секторах, которые остановились в результате закрытия границ и карантина, такие как общественное питание или туризм, в основном прекратило свою трудовую деятельность. С надвигающимся экономическим кризисом также остается открытым вопрос, захотят ли компании продолжать брать учеников, когда их приоритетом будет возобновление своего бизнеса. Странами разработаны следующие меры для продолжения обучения в профессионально-ориентированных программах: - увеличение использования онлайн и виртуальных платформ, более подходящих для ПОО, для обеспечения непрерывности обучения; - финансирование перерывов в обучении или продления обучения; - обеспечение финансовой поддержки заработной платы для содержания учеников, чтобы позволить ученикам поддерживать контакт с работодателями и, если возможно, продолжать работать через удаленную работу или виртуальные встречи; - предложение гибкой оценки навыков и присвоения квалификаций, поскольку во многих секторах, особенно в здравоохранении, может потребоваться быстрое создание прямого пути получения квалификации в ответ на кризис COVID-19; - информирование, вовлечение и общение с учащимися, поставщиками медицинских услуг и социальными партнерами о новых рекомендациях по проведению оценки или для обеспечения информированности учеников об изменениях в правилах и практике; - инвестирование в ПОО для смягчения будущего дефицита навыков и минимизации негативных последствий, вызванных кризисом. Полное среднее образование по-прежнему обеспечивает защиту от безработицы. В среднем по странам ОЭСР работают 61% людей в возрасте от 25 до 34 лет, не имеющих полное среднее образование, по сравнению с 78% тех, кто имеет полное среднее или средне-специальное нетретичное (невысшее) образование как их наивысший уровень. Молодые люди, которые бросают школу до завершения среднего образования, обычно сталкиваются с проблемами на рынке труда, в том числе с худшими перспективами трудоустройства. Например, те, кто не получил полного среднего образования, с большей вероятностью не будут работать, получать образование или профессиональную подготовку (NEET - Neither employed nor in education or training). В среднем по странам ОЭСР до 39% лиц в возрасте от 25 до 29 лет, не имеющих полного среднего образования, имеют статус NEET (не работают, не учатся), по сравнению с 17% для лиц, имеющих полное среднее или средне-специальное образование. Как социальные результаты связаны с образованием? - Словесные издевательства более распространены, чем физические формы издевательств. Например, в странах ОЭСР 15% 15-летних учащихся, родители которых не закончили старшие классы средней школы, сообщают, что другие учащиеся высмеивали их хотя бы несколько раз в месяц, и 10% сообщили, что их били или толкали. Всеобщее или почти всеобщее участие, по крайней мере, в течение одного года в ECEC (Early childhood education and care) образовании детей младшего возраста, теперь является нормой в странах ОЭСР, что является значительным прогрессом в достижении одной из образовательных Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР 4.2.2). Уровень охвата детей в возрасте 5 лет дошкольным или начальным образованием составлял 90% или выше во всех странах, по которым имеются данные в 2018 году, за исключением Колумбии, Финляндии, Российской Федерации, Саудовской Аравии, Словацкой Республики и Турции. Учителя часто находятся в центре инициатив по повышению качества образования, поскольку их работа может влиять на качество обучения и результаты обучения учащихся. Персонал начального образования - это основа качественного образования. В среднем по странам ОЭСР на каждого учителя, работающего в службах развития начального образования (ISCED 01), приходится 7 детей, а в первый этап среднего образования - 14 детей (ISCED 02). Цель 4 ЦУР посвящена учителям и отражает показатели, которые помогают отслеживать такие вопросы, как привлекательность профессии учителя, наличие квалифицированных и подготовленных учителей и профессиональное развитие учителей. Согласно индикатору D3 в среднем по странам ОЭСР учителя младших классов средней школы (в возрасте от 25 до 64 лет) по общеобразовательным программам зарабатывают лишь 89% от реальной заработной платы других работников с высшим образованием.Однако относительная заработная плата значительно различается в зависимости от страны. Например, в то время как учителя зарабатывают около 65% реальной заработной платы других работников с высшим образованием в Чешской Республике и США, они зарабатывают как минимум на 30% больше в Коста-Рике, Литве и Португалии. В среднем по странам ОЭСР, в то время как учителя-мужчины младших классов средней школы зарабатывают 77% от заработной платы мужчин, работающих полный рабочий день с высшим образованием, учителя-женщины зарабатывают немного больше, чем их коллеги в других профессиях. С полной версией Обзора можно ознакомиться по следующей ссылке: http://www.oecd.org/education/education-at-a-glance/
Просмотров: 2830 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|