Перспективы развития ЦУР в Центральной Азии Экспертное мнение
| | В первом квартале 2020 года, когда поступили новости о мерах изоляции в других частях Азиатско-Тихоокеанского региона, Казахстан, как и другие страны региона разработал соответствующие срочные меры в ожидании возможных случаев COVID-19 в стране. Аналогичный сценарий разыгрывался в странах Центральной Азии и Южного Кавказа, где первые подтвержденные случаи COVID-19 были зарегистрированы только в марте и апреле 2020 года. Люди были вынуждены быстро адаптироваться к мерам изоляции и карантина. На первом месте — люди. В начале пандемии сообщества по всему региону были прикованы к новостным каналам, постоянно пытаясь извлечь больше информации из меняющейся ситуации. Проверка количества заражений и получение обновлений о том, будет ли продление мер изоляции, было обычным делом. Неизбежно, системы здравоохранения были быстро перегружены, и беспокойство среди населения возросло из-за растущей неопределенности. Из 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР) хорошее здоровье и благополучие (цель 3) больше всего пострадали от пандемии, при этом изоляция и социальное дистанцирование усугубляют ситуацию, когда уязвимые группы, особенно пожилые люди, мигранты, женщины и люди инвалиды подвергались наибольшему риску. Напряжение ресурсов здравоохранения, направленных на борьбу с пандемией, привело к снижению возможностей для поддержки пациентов, не страдающих COVID-19. Кроме того, участились случаи домашнего насилия и проблемы с психическим здоровьем. Пандемия высветила уязвимость существующих социальных систем в Северной и Центральной Азии.
Содействие всеобъемлющей цифровой трансформации. Люди быстро обратились к цифровым технологиям, чтобы приспособиться к жизни в условиях изоляции. Дистанционное обучение и возможность работать из дома были широко распространены, а электронная коммерция стала нормой. Несмотря на поддержку цифровых технологий, пандемия повлияла на доступ людей к образованию, режим работы и доход. Одна тревожная статистика, которая следует из Отчета о прогрессе в достижении ЦУР 2021 года в Азиатско-Тихоокеанском регионе, заключается в том, что в Центральной Азии был зарегистрирован самый высокий процентный рост не посещающих школу детей и молодежи среди других субрегионов Азиатско-Тихоокеанского региона. Потери трудовых доходов в субрегионе увеличились почти на 9 процентов в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Внедрение цифровых технологий также выдвинуло на первый план проблемы цифрового разрыва, особенно между городскими и сельскими районами. Сельское население имеет ограниченный доступ к цифровым продуктам и услугам, что обостряет проблемы, связанные с посещаемостью онлайн-обучения. По мере того, как страны субрегиона ускоряют реализацию усилий по цифровой трансформации, цифровизация должна осуществляться таким образом, чтобы способствовать достижению двойной прибыли - экономического развития и социальной инклюзивности.
Интеграция стратегий зеленой экономики. Во время изоляции в городах Северной и Центральной Азии на короткое время улучшилось качество воздуха - в отличие от вредных выбросов в обычный год, особенно в зимние месяцы, вызывает беспокойство тот факт, что 85 процентов стран Азиатско-Тихоокеанского региона практически не учитывают экологические аспекты в своих планах восстановления, учитывая тесную взаимосвязь между окружающей средой и людьми. В Северной и Центральной Азии все регрессирующие ЦУР связаны с окружающей средой; включая устойчивые города и сообщества (цель 11), действия по борьбе с изменением климата (цель 13) и жизнь под водой (цель 14). Требуются срочные действия, чтобы обратить вспять эти регрессивные тенденции. Транспорт, энергетика и сельское хозяйство относятся к секторам, которым следует уделять первоочередное внимание при развитии низкоуглеродных систем и инфраструктуры в субрегионе. Стратегии зеленой экономики должны быть включены в усилия по восстановлению, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость для будущих поколений. Для достижения ЦУР в Северной и Центральной Азии требуются ускоренные действия. Пока прогресс либо медленный, либо застойный для большинства целей, а доступность данных остается ограниченной. COVID-19 не должен служить оправданием для второстепенных усилий по достижению ЦУР, а скорее служит стимулом для продвижения Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Рамочная программа Повестки дня на период до 2030 года обеспечивает общую основу для восстановления и будущего развития в субрегионе именно потому, что необходимы ее амбициозные, преобразующие и комплексные подходы.
Обзор показал, что регион относительно слабо продвигается в реализации Повестки 2030 и достаточно глубоко чувствителен к вызовам, связанным с COVID-19. Система здравоохранения недостаточно подготовлена к экзогенным факторам, что связано с высокой перегруженностью медицинских услуг. Образованность будущих поколений региона вызывает тревогу, так как в Центральной Азии отмечается относительно высокая доля детей и молодежи, пропускающих школу. Более того, наряду с социальными факторами, слабое внимание в экономиках региона уделяется развитию экологическим аспектам постпандемического восстановления. В то же время, согласно Повестке 2030 концепция устойчивого развития базируется именно на развитии трех составляющих: экономическом, социальном и экологическом аспектах, поэтому подходы по реализации Повестки 2030 региона должны быть более прагматичными. |