Объявлены победители школьного конкурса эссе об устойчивом развитии в Казахстане

25.04.2025

Сотни вдохновляющих идей, десятки уникальных подходов и одно общее стремление – сделать мир лучше. АО «Институт экономических исследований» совместно с Программой развития ООН и Детским фондом ООН ЮНИСЕФ при поддержке Министерств национальной экономики, просвещения РК с гордостью представляют победителей конкурса эссе среди школьников Казахстана на тему устойчивого развития.

С 18 февраля по 3 марта текущего года в рамках подготовки третьего Добровольного национального обзора был проведён Республиканский конкурс эссе среди учащихся 7-12 классов, в который поступило более 600 работ со всех регионов страны.


Город Астана показал наибольшую активность в конкурсе, собрав 52,02% всех участников. Вклад внесли также Туркестанская и Костанайская области по 8,36%, Павлодарская область – 7,01%, Восточно-Казахстанская область – 5,39% области. Регионы с долей до 4% – область Абай, Актюбинская, Атырауская, Жетісу, Кызылординская, Западно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области, а также город Алматы.


Анализ поступивших эссе показал, что школьников больше всего волнуют вопросы справедливости и построения эффективных институтов – этой теме было посвящено 11,02% работ. На втором месте оказалась тема здоровья и благополучия, которая собрала 9,95% эссе. Вопрос изменения климата также вызвал значительный интерес: 9,14% участников посвятили свои работы защите окружающей среды и адаптации к изменениям. Столько же, 9,14%, составила доля эссе, посвящённых качественному образованию как ключевому фактору развития общества. Тема ответственного потребления и производства привлекла внимание 8,06% участников. Замыкает топ-6 приоритетов ликвидация нищеты, которой было посвящено 6,18% всех работ.


Работы школьников позволили выявить региональные особенности восприятия тем устойчивого развития. К примеру, учащиеся города Алматы акцентировали внимание на проблемах регионального дисбаланса, а участники из Атырауской области – на решении вопросов социального неравенства. Павлодарская и Восточно-Казахстанская области выделились работами, посвящёнными охране водных ресурсов и защите экосистем.


Конкурсная комиссия оценивала работы на основе утверждённых критериев с учётом весовых коэффициентов. Внимание уделялось качеству исполнения (до 5 баллов, вес – 30%), уникальности текста (до 10 баллов, вес – 30%), соответствию содержанию целей (до 10 баллов, вес – 20%) и эмоциональному воздействию (до 5 баллов, вес – 20%).


По итогам конкурса 14 школьников, набравшие от 90% и выше, награждены благодарственными письмами от Вице-министра национальной экономики и ценными призами от ЮНИСЕФ за оригинальность идей, практическое мышление и ясное понимание личного вклада в достижение Целей устойчивого развития:


  1. Адина Болат, 100%, «Breaking Barriers. Why Gender Equality is a revolution, not just a goal?», г.Астана, школа-гимназия №30

Эссе подчеркивает, что гендерное неравенство сдерживает инновации и экономический рост, особенно в Казахстане, где стереотипы мешают женщинам реализовать себя в STEM и лидерстве. Приведены примеры Руанды и Бангладеша как доказательство силы женского участия. Автор призывает к изменениям в мышлении, поддержке женщин и равным возможностям для всех.


  1. Аружан Өміртайқызы, 100%, «Қоқыс қалдықтарына жаңа дем беру – жарқын болашақтың кепіл», г.Астана, школа-лицей №38 имени Алимхана Ермекова

Эссе посвящено проблеме загрязнения окружающей среды в Казахстане, особенно в связи с неэффективным управлением отходами. Автор отмечает, что ежегодно в стране образуется около 4,5 млн. тонн мусора, при этом перерабатывается лишь 23,9%, а на каждого жителя приходится более 200 кг отходов в год. Через личные примеры и эмоциональные переживания подчёркивается важность развития культуры переработки, экологического просвещения и сотрудничества на всех уровнях. Особое внимание уделено ответственности перед будущими поколениями за природное наследие, оставленное нам предками.


  1. Платон Ткач, 97%, «Ресурсы не бесконечны: конец эпохи изобилия», Костанайская область, общеобразовательная школа имени Маншук Маметовой

В эссе предложен стандартный и в то же время эффективный механизм устойчивого потребления – введение налога на чрезмерное потребление как для крупных организаций, так и для отдельных граждан. Среди инициатив автора – внедрение квот на использование электроэнергии и воды, предоставление льгот перерабатывающим компаниям, а также разработка системы поощрений для граждан, участвующих в сортировке и переработке отходов.


  1. Эмилия Алиева, 95%, «Мой кирпичик в фундамент чистого будущего: вклад в жизнь без мусора», г.Астана, школа-гимназия №47

Автор показывает путь к устойчивому образу жизни, начинающийся с доступных и осознанных шагов – отказа от пластика, сортировки отходов, использования многоразовых сумок и фляжек. По мнению Эмилии, именно повседневные действия, превращённые в привычки, формируют устойчивое мышление.


  1. Айбар Илеуов, 95%, «Әлемді қалай жақсырақ етуге болады?», Костанайская область, Валерьяновская основная школа

В работе подчёркивается важность социальной инклюзии и солидарности. Особое место в эссе занимает личная история: Айбар с теплотой рассказывает о пожилом человеке из своего аула, которому он помогал по хозяйству и во дворе. Этот пример показывает, как простые добрые дела формируют атмосферу взаимопонимания и доверия. 


  1. Малика Бегдаутова, 94%, «Коқыссыз өмір – таза болашақ», Костанайская область, общеобразовательная школа имени Маншук Маметовой

Работа затрагивает концепцию «Zero Waste», подчёркивая использование многоразовых сумок при покупках, отказ от пластика и переход на многоразовую посуду. Отмечается важность жизни без отходов, индивидуальной ответственности каждого человека за защиту окружающей среды, а также значимость переработки и повторного использования.


  1. Айжан Толеген, 94%, «Болашақта қандай мамандықтар әлемді өзгертеді», г.Астана, школа-лицей №59 имени Карима Мынбаева

Автор подчёркивает, что даже в условиях цифровизации и искусственного интеллекта туризм невозможно представить без человека – проводников, экскурсоводов, организаторов туров. Эти профессии остаются актуальными, ведь именно они создают живой опыт для туристов. Казахстан с его богатым культурным и природным наследием обладает большим потенциалом, а такие направления, как археологический и этнотуризм, открывают новые возможности.


Трое следующих участников посвятили свои эссе теме построения эффективных институтов, обеспечения мира и правосудия.

  1. Жадыра Төреғазы, 92%, «Соғыс пен қақтығыстарсыз әлем. Әр адам әлемді қалай мейірімді ете алады?», область Абай, средняя школа имени Актайлак би 

  2. Наргиз Еркебаева, 91%, «Соғыс пен қақтығыссыз әлем», г.Астана, средняя школа №111

  3. Ернат Ғалымжан, 91%, «Мир без войн и конфликтов – Как каждый человек может сделать мир добрее?», г.Астана, школа-гимназия №51 имени Мустафы Шокая

Три эссе объединяет идея мира без конфликтов, который начинается с каждого из нас. Жадыра подчёркивает важность воспитания доброты, терпимости и взаимопомощи с детства, а также роли образования и критического мышления. Наргиз акцентирует внимание на личной ответственности и приводит в пример книгу Шәкәріма Құдайбердіұлы «Анық пен Танық», переосмыслившую для неё ценность доброты. Ернат рассуждает о причинах конфликтов – несправедливости и неравенстве, и вдохновляет на перемены через уважение, диалог и стремление к справедливости.


  1. Мадина Дилшадова, 90%, «Устойчивое развитие будущего», Туркестанская область, общеобразовательная школа имени Сабыра Рахимова

Работа подчёркивает, что устойчивое развитие – это не только экология, но и социальная справедливость, доступ к образованию, медицине и достойному труду. На примере передовых стран Мадина показывает, что технологический прогресс может идти в ногу с заботой о природе, а реальные изменения начинаются с личной ответственности каждого.


Следующие два учащихся посвятили свои работы вопросам гендерного равенства.

  1. Дария Жунусова, 90%, «Равные возможности для всех», Костанайская область, Покровская основная средняя школа

  2. Дария Давидюк, 90%, «How can we ensure that boys and girls have equal rights and opportunities?», г.Астана, Tamos Space School

Обе участницы поднимают важную тему гендерного равенства и подчёркивают, что путь к справедливому обществу начинается с каждого из нас. Дария Жунусова акцентирует внимание на равном доступе к образованию, свободе выбора профессии и роли семьи, школы и законодательства в формировании осознанного отношения к равенству. Дария Давидюк подчёркивает необходимость борьбы со стереотипами и обеспечения равных прав и возможностей для мальчиков и девочек, включая равную оплату труда и поддержку со стороны общества.


  1. Рамина Уразбаева, 90%, «Планетаға қауіп төніп тұр», г.Астана, школа-гимназия №32

Автор акцентирует внимание на угрозах, вызванных деятельностью человека: вырубке лесов, загрязнении воздуха и океанов, чрезмерном использовании ресурсов и росте пластиковых отходов. Рамина подчёркивает важность ответственного потребления, развития новых экологичных технологий и индивидуальных действий каждого. 


Комиссией также были отмечены отдельные работы участников, которым удалось доступно донести свои мысли и проявить креативный подход к теме обеспечения устойчивого развития. В связи с этим было принято решение вручить сертификаты 32 школьникам от имени Председателя Правления АО «Институт экономических исследований»:


  1. Әлихан Насыпқан, г. Астана, Smart Technological School

  2. Алина Шукашева, Туркестанская область, школа-гимназия №20 имени Сакена Сейфуллина

  3. Виктория Цымбалаш, Костанайская область, Чандакская основная средняя школа

  4. София Балиева, г. Астана, школа-лицей №71

  5. Жасмин Квинт, Костанайская область, Приреченская общеобразовательная школа

  6. Санджар Қармыс, Актюбинская область, областной специализированный физико-математический лицей-интернат

  7. Анастасия Шерер, Костанайская область, Денисовская общеобразовательная школа №2

  8. Томирис Садыкова, г. Астана, школа-гимназия №96

  9. Жасмин Жангелдина, г. Астана, школа-лицей Binom имени Ыбрая Алтынсарина

  10. Айару Жеңіс, г. Астана, школа-лицей №71

  11. Айханым Оралбек, г. Астана, школа-гимназия №69

  12. Жасмин Ислам, Западно-Казахстанская область, общеобразовательная школа №5

  13. Аян Аймагамбетов, Восточно-Казахстанская область, общеобразовательная средняя школа №3 имени Ю.А. Гагарина

  14. Гришик Саргсян, Восточно-Казахстанская область, общеобразовательная средняя школа №3 имени Ю.А. Гагарина

  15. Ариана Кенесбек, г. Астана, школа-гимназия №17 им. А. Курманова

  16. Амира Бекбер, г. Астана, школа-гимназия №75

  17. Ильсана Закаева, Восточно-Казахстанская область, общеобразовательная средняя школа имени Чокана Валиханова

  18. Аяла Курсабаева, г. Астана, Smart Technological School

  19. Алия Амангельдина, г. Астана, школа-лицей Binom имени Каныша Сатпаева

  20. Ания Аманова, г. Астана, школа-лицей №54 имени Акселеу Сейдимбека

  21. Нұрай Асхат, г. Астана, школа-лицей №79

  22. Адия Аушакимова, Павлодарcкая область, областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей

  23. Данеля Бекмамбетова, г. Астана, школа-лицей №89

  24. Іңкәр Дүйсен, г. Астана, физико-технический лицей «Флагман»

  25. Аяулым Каблан, Туркестанская область, общеобразовательная школа №29 имени С. Сейфуллина

  26. Гульназ Чиназбек, Туркестанская область, общеобразовательная школа №14 имени Н. Ондасынова 

  27. Ақтоты Фархатқызы, Восточно-Казахстанская область, комплекс «Школа-детский сад Жетіарал»

  28. Ролан Туспаи, г. Алматы, школа-гимназия №8

  29. Аяжан Тілеубекова, Восточно-Казахстанская область, Шенгельдинский комплекс школа-ясли-сад имени К. Сатпаева

  30. Анастасия Ахметшина, Костанайская область, Валерьяновская основная школа

  31. Кәусар Шалқар, г. Астана, школа-лицей Binom имени Каныша Сатпаева

  32. Сергей Ли, г.Алматы, гимназия №25 им. И. Есенберлина 


Организаторы подчеркивают высокий уровень работ, искренность и осознанный подход участников к глобальным вопросам современности. Конкурс стал важной платформой для раскрытия потенциала подрастающего поколения. Лучшие идеи будут включены в содержательную часть третьего Добровольного национального обзора, что позволит голосу казахстанских школьников прозвучать на международной арене как вдохновляющий пример.


АО «Институт экономических исследований» совместно с Министерствами национальной экономики, просвещения РК, ПРООН и ЮНИСЕФ благодарит всех участников, педагогов и родителей за активную поддержку, мотивацию и веру в силу знаний и идей. Вместе мы строим устойчивое будущее.









Просмотров: 125
Сохранено: 28.04.2025



Цели устойчивого развития

О Целях устойчивого развития Цели 5 рабочих групп по направлениям Добровольный национальный обзор События Координационный совет Статистика по ЦУР Библиотека Истории успеха План мероприятий
Архив новостей
2025
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2019
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2018
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2017
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2016
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2015
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!