Международное обучение
28.01.2021
27 января завершилось недельное субрегиональное обучение по
Комплексным национальным механизмам финансирования (КНМФ) для
устойчивого восстановления после COVID-19 и выполнения Повестки дня в
области устойчивого развития на период до 2030 года. Организаторами тренинга совместно выступили: Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР), Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Департамент по экономическим и социальным вопросам Организации Объединенных Наций (ДЭСВ ООН). В обучении приняли участие 9 стран субрегиона Северной и Центральной Азии (СЦА) – Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан, Грузия, Армения, Таджикистан и Туркменистан.Казахстанская делегация преимущественно была представлена сотрудниками Секретариата по Целям устойчивого развития Института экономических исследований (Институт). Примечательно, что для Казахстана субрегиональный тренинг является продолжением начатой работы в рамках финансирования развития, поскольку в декабре 2020 года Институтом совместно с ПРООН был завершен первый этап – Оценка финансирования развития. Так, основная цель обучения – вклад в развитие потенциала и обмена знаниями между ключевыми подразделениями правительства и другими заинтересованными сторонами в странах СЦА в области потенциала мобилизации и распределении финансирования из всех источников по мере изучения наилучших вариантов устойчивого восстановления после кризиса COVID-19 и достижения ЦУР в рамках «Десятилетия действий». Для выполнения поставленной задачи обучение было построено в виде двухуровневой программы – фундаментальные знания и конкретные методы и инструменты в отдельных сферах финансирования развития, представленных в рамках основных сессий: (1) КНМФ в мире и регионе СЦА – Текущее состояние и прогнозы, (2) методология начальной фазы КНМФ и Оценки финансирования развития, (3) расчет затрат, связанных с ЦУР, (4) привязка бюджетирования к политикам и стратегиям поддержки ЦУР, (5) укрепление роли Парламента в бюджетировании и контроле ЦУР, (6) рынок капитала и тематические облигации как инструмент устойчивого финансирования (7) становые обсуждения подходов и приоритетов во внедрении КНМФ. Так, в 2019 году 16 стран выступили с пионерской инициативой КНМФ на Генеральной ассамблее ООН, среди них Бангладеш, Колумбия, Индонезия, Кения, Кыргызстан, Вьетнам и другие, 47 стран сейчас находятся на стадии внедрения КНМФ, в том числе Казахстан, Малайзия, Таиланд, Куба, Филиппины, Молдова, Беларусь, Украина, Азербайджан, Узбекистан и ряд других развивающихся стран. Ключевым компонентом КНМФ с точки зрения видов ресурсов является государственное финансирование, и наиболее важно обеспечить, чтобы бюджетирование оказывало поддержку реализации ЦУР – выработка стратегий, политик и программ, а также мониторингу, оценке и анализу хода отчетности. Несмотря на то, что большинство стран СЦА внесли ЦУР в ключевые национальные стратегические документы и инструменты политики, не так много подтверждений того, что ЦУР эффективно учитываются в процессах бюджетирования. Так, в недавно опубликованном Руководстве ПРООН «Бюджетирование, ориентированное на ЦУР» отмечен ряд мер, которые можно применить для улучшения соотнесения стратегий с бюджетами с учетом конкретной ситуации в каждой стране. Вместе с тем, представленные в рамках тренинга методологии расчета затрат по ЦУР, также дают возможность выйти за рамки государственных расходов, включив внешнее финансирование и создав стимулы для вклада частного сектора в достижение Целей. Содействие инвестициям в ЦУР - это не только сфера, где у правительств есть уникальные возможности, это также привлекает экономику к достижению Целей и может позволить высвободить государственные финансовые ресурсы для использования их в других областях. В проведенном ЭСКАТО в 2019 году обзоре рассчитано, что для достижения целей в области устойчивого развития к 2030 году развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона потребуется дополнительно инвестировать 1,5 трлн. долл. США ежегодно, что эквивалентно 5 процентам их совокупного ВВП в 2018 году, или приблизительно 4 процентам от их среднегодового ВВП за период 2016-2030 годов. Эти инвестиции размером менее одного доллара на человека в день оправдывают себя, так как они позволят добиться конкретных результатов в рамках каждой из ЦУР. Одна из сессий семинара также была посвящена рынкам капитала и тематическим облигациям, как инструментам устойчивого финансирования. Правительства и бизнес должны иметь возможность полностью использовать современные инструменты рынков капитала в обеспечении дополнительного инвестирования. Эта потребность становится все более актуальной в контексте COVID-19 по мере того, как более традиционных долговых инструментов становится все меньше, и их предпочтительность снижается. Казахстанским опытом развития зеленых облигаций поделился Директор департамента зеленых проектов, Центр зеленого финансирования МФЦА Манас Гиждуаниев. Так, в настоящее время рынок зеленых технологий активно развивается. В 2017 году в рамках совместного проекта МФЦА и Европейского банка развития и реконструкции был разработан проект «Концепции развития зеленой финансовой системы» в Казахстане. МФЦА также принял «стратегию регионального лидерства в области зеленых финансов».В 2020 году в рамках соглашения МФЦА с ПРООН по снижению рисков инвестирования в возобновляемую энергетику Казахстан выпустил первые зеленые облигации. Средства от размещения облигаций будут направлены в банки второго уровня, микрофинансовые организации для дальнейшего кредитования субъектов МСБ, реализующих «зелёные» проекты. Сегодня многие страны используют концепцию КНМФ для разработки надежных подходов к финансированию восстановления после пандемии. Так как курс, которому следовало большинство стран СЦА до пандемии, не был устойчивым в плане выполнения Повестки дня 2030, тоCOVID-19 представил собой уникальную возможность вывести достижение ЦУР на первый план. В ходе тренинга также было отмечено, что во многих странах Парламент играет активную роль в продвижении национальных приоритетов ЦУР. Так, Парламент Таджикистана проводит работу по осуществлению важных функций по поддержке и мониторингу достижения ЦУР. Однако, для обеспечения нормативно – правовой основы реализации ЦУР Парламенту предстоит провести огромную работу по совершенствованию имеющейся законодательной базы, а также разработке и принятию новых законов. Таким образом, субрегиональное обучение позволило странам СЦА выработать совместные планы действий по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, а также в интерактивной форме поделиться своим опытом, планами и проектами ЦУР. В частности, для Казахстана обучение дало возможность обсудить текущее состояние, вызовы и возможности внедрения КНМФ, которое в дальнейшем будет способствовать согласованию финансирования с долгосрочными приоритетами, преодолению разрозненности и повышению согласованности системы государственного планирования и бюджетной политики с целями устойчивого развития.
Просмотров: 1305 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|