«Дети будут нести на себе шрамы пандемии еще долгие годы» - Генриетта Фор, исполнительный директор ЮНИСЕФ | | 10 марта т.г. ЮНИСЕФ представил информацию о последствиях пандемии для детей мира. На официальной страничке отмечено, что практически по всем ключевым показателям благополучия детей наблюдается ухудшение:
- по состоянию на март 2021 года 13% из 71 миллиона случаев заражения COVID-19 в 107 странах приходится на детей и подростков в возрасте до 20 лет; - ожидается, что в развивающихся странах детская бедность увеличится на 15 или на 140 млн. детей, живущих за чертой бедности; - для более 168 млн. школьников во всем мире на год были закрыты школы; - каждый третий школьник не смог получить доступ к дистанционному обучению; - каждый седьмой ребенок и молодой человек большую часть прошлого года жил изолированно с семьей, что привело к чувству тревоги, депрессии и неуверенности в будущем; - по состоянию на ноябрь 2020 года более 94 млн. человек в 26 странах пропустили вакционацию от кори из-за приостановки кампании. |
Дети из малообеспеченных семей – невидимые жертвы COVID-19 | | В контексте нынешней пандемии COVID-19, когда родители потеряли источники дохода, дети более уязвимы к бедности и они с большей вероятностью испытают на себе ее последствия в течение всей жизни. Количество детей, живущих за чертой бедности 2019 – 2021 гг. (прогноз) Голод и недоедание может иметь долгосрочные последствия для физического, социального и эмоционального развития детей. Пробелы в обучении сказываются на человеческом капитале страны и конкурентоспособности на рынке труда. Недоступность услуг здравоохранения для детей может привести к нездоровому поколению. Кроме того, бедные дети подвергаются большему риску вступления в детские браки, насилию, эксплуатации и жестокому обращению. |
Благополучие детей должно быть в приоритете государственной политики | | Детство – фундаментальный и критический период для создания устойчивого и инклюзивного будущего. Однако, не все дети имеют возможность наилучшего старта в жизни. Кризис COVID-19 представил новые угрозы для благополучия детей. Эксперты различных сфер пришли к выводу, что детское благополучие – это многомерное понятие, объединяющее в единое целое материальные, физические, психические, психологические и социальные аспекты условий и развития ребёнка в целом, а также политические права и возможности для развития. Но даже до кризиса в самых богатых странах мира повседневная жизнь миллионов детей была далека от того, что можно было бы назвать хорошим детством.
Тем не менее, для активизации усилий по реализации прав детей и создания детского благополучия ряд стран активно внедряют бюджет, ориентированный на детей, и Индекс благополучия детей. Это два взаимодополняющих инструмента. Так, целью формирования бюджета для детей является обеспечение приоритетности «детских расходов» при планировании бюджета, увязка бюджетных ассигнований на детей к целям государственной политики, а также отслеживание динамики расходов на детей и анализ достаточности государственных инвестиций. Бюджет для детей есть в США, Малайзии, Индии, Бангладеше, Тайланде и т.д.
Индекс благополучия детей – это инструмент, позволяющий оценить эффективность государственной политики по вопросам детей через ряд статистических и социологических показателей. Индекс благополучия детей оценивается в развитых странах ОЭСР и ЕС. Экспертное мнение: В Казахстане дети составляют порядка 30% населения и безусловно, пандемия как и во всех странах, затронула вопросы благополучия детей.
Одним из актуальных и проблемных стал переход на дистанционное обучение, закрытие детских садов, дополнительных кружков и секций. Проблемы – это неготовность системы образования к дистанционному формату обучения, слабое и не повсеместное покрытие сети Интернет, отсутствие технического оборудования (компьютер, планшет, ноутбук, сотовый телефон) у детей и т.д.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев неоднократно обозначал приоритетную задачу для государства – это образование и воспитание наших детей, создание человеческого капитала. И очень важен его тезис о том, что «каждый тенге, выделенный из бюджета, должен расходоваться по целевому назначению и приносить пользу обществу». Таким образом, назрела критическая необходимость во внедрении бюджета для детей и казахстанского индекса детского благополучия. |