Развитие нацмеханизма финансирования
16.07.2021
Укрепление партнёрства для оказания содействия развитию Комплексного национального механизма финансирования для достижения ЦУР в КазахстанеВстреча партнёров Совместной программы ООН с участием Секретариата по Целям устойчивого развития (ЦУР)
К формированию национального механизма финансирования нужно подходить комплексно: институализировать структуру, определить сферы охвата существующих институтов, согласовать дорожную карту, — сказал советник по финансированию ЦУР регионального Хаба ПРООН Сурен Погосян на встрече партнёров Совместной программы ООН 16 июля текущего года. Встреча партнёров Совместной программы ООН проходила с целью поддержки и расширения существующих партнёрских отношений, важных для успешной реализации социально-экономической политики в Казахстане, путём оценки достигнутых результатов в первый год её реализации и изучения новых возможностей для эффективного будущего сотрудничества.
На презентации хода и основных результатов программы модератором выступила Советник Постоянного Представителя ПРООН Ирина Горюнова. Участников приветствовали вице-министр национальной экономики РК Алибек Куантыров, глава Отдела сотрудничества Представительства ЕС в Казахстане Йоханнес Стенбаек Мэдсен, Представитель ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен, Постоянный Представитель ПРООН в Казахстане Якуп Бериш.
Эксперт по финансированию ЦУР Сурен Погосян выступал на первой сессии встречи, в ходе которой участники рассмотрели вопросы перехода от оценки финансирования развития (ОФР) к Дорожной карте КНМФ. «Вопрос гармонизации стратегического и бюджетного планирования ЦУР остаётся очень важным: необходимо определить, какой объём финансовых ресурсов понадобится для реализации тех или иных стратегических инициатив», — отметила модератор сессии директор Секретариата по ЦУР Бакытгуль Хамбар.
По словам Сурена Погосяна, основными компонентами для ввода в действие комплексных национальных механизмов финансирования (КНМФ) являются:
Докладчик также рассказал о процессе и основных этапах реализация КНМФ и об особенностях их внедрения в разных странах (опыт Украины, Сиерра-Леоне и других стран). Следующий спикер сессии, заместитель директора Секретариата по ЦУР Алтынгуль Утебаева рассказала об основных выводах и рекомендациях оценки финансирования развития в Казахстане. «Прежде всего, необходимо рассматривать те источники финансирования, которые имеют потенциал», — подчеркнула Алтынгуль Утебаева, говоря о направлениях проведения ОФР в Казахстане. Эксперт обобщила основные выводы проведения ОФР и предложила рекомендации по укреплению составляющих КНМФ. В их числе: 1) Разработка глобальной стратегии финансирования ЦУР. 2) Согласование бюджета с планированием и финансированием. 3) Укрепление механизмов мониторинга и подотчётности за ЦУР. В заключение спикер представила список конкретных шагов для внедрения КНМФ в стране. Во второй сессия мероприятия обсуждались вопросы бюджетирования с учётом ЦУР. Модератором сессии выступил генеральный директор ТОО «Центр исследований прикладной экономики» Жаныбек Айгазин. Первый докладчик, международный эксперт по ОФР Грегори Де Паепе презентовал концептуальные подходы к составлению бюджета ЦУР в Казахстане (1—3 шаги методологии ПРООН) и возможности согласования текущего бюджета с ЦУР с использованием опыта Мексики и других возможных подходов. В частности, эксперт представил анализ возможных вызовов на пути достижения ЦУР и инструментов поддержки бюджетирования ЦУР в Казахстане. По его словам, для успешной интеграции ЦУР в бюджетный процесс в Казахстане необходимо наличие таких факторов, как политическая поддержка на высоком уровне, национализация и локализация ЦУР в стране, формализация диалога и сотрудничества с госорганами и заинтересованными сторонами и так далее. Второй докладчик, заместитель Председателя Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК Дулат Жекебаев рассказал о проводимой работе по разработке консолидированного детского бюджета и Казахстанского индекса детского благополучия. «По детскому бюджетированию в Казахстане усиливаются требования в части повышения эффективности государственных затрат на создание безопасной и комфортной среды для детей», — отметил спикер. Он также рассказал, что работа по созданию методики по формированию детского бюджета началась в стране с начала года. «По части НПА, в рамках госпрограммы развития образования и науки до 2025 года введено понятие детского бюджета, установлены конкретные значения целевых показателей и поставлена цель ежегодно увеличивать объём расходов на детей со стороны государства», — сказал зампредседателя Комитета по охране прав детей.
Об интеграции ЦУР в национальные бюджеты рассказала представитель регионального Хаба ПРООН в Стамбуле Елена Данилова-Кросс. Cпикер упомянула проводимую работу по дальнейшему усовершенствованию методологии быстрой комплексной оценки (БКО) национальных бюджетов. «Мы собрали данные по бюджетным программам для БКО методом экспертной оценки по трём министерствам: МОН РК, Минздрава РК и Министерства труда и соцзащиты населения», — сказала эксперт. По её словам, в рамках приоритезации государственных расходов на ЦУР посредством БКО осуществлена работа по: переходу от оценки заявленных финансовых средств в рамках рабочих стратегий и программ к маркировке кодов Единой бюджетной классификации РК; переходу от глобальных ЦУР к национальным целям и задачам, принятым в РК; маркировке нацзадач ЦУР по вопросам детей и гендера. В рамках сессии обсуждения участником предлагалось обменяться мнениями по следующим вопросам: 1) Согласны ли Вы с тем, что реализация ЦУР должны быть дополнительно интегрирована в бюджетную систему страны для более объективной оценки прогресса по индикаторам в соответствии с выделяемыми объёмами финансирования? 2) Насколько модель бюджетирования ЦУР в Мексике применима в Казахстане? 3) На каких этапах внедрения алгоритма интеграции ЦУР в бюджетный процесс в Казахстане нужно уделить значительное внимание и почему? Директор Секретариата по ЦУР Бакытгуль Хамбар высказалась по первому вопросу обсуждения: «Мы согласны с мнением, что реализация ЦУР не должна ограничиваться лишь мониторингом национальных индикаторов ЦУР. Понятие «устойчивое развитие» не должно ограничиваться лишь теми индикаторами, которые на сегодняшний день разработаны и приняты. Потому что устойчивое развитие — это единство всех экономических, социальных, экологических процессов. Мы должны довести до каждого человека, что он является частью устойчивого развития.» «Для эффективного достижения ЦУР необходимы внедрение и интеграция принципов ЦУР в бюджетную систему», — заключила директора Секретариата по ЦУР. Читайте также: Рабочая встреча Секретариата по ЦУР: Способы укрепления и бюджетирование ЦУР
Просмотров: 1155 |
Архив новостей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|