Задача ЦУР 4.2 «Равный доступ к качественному дошкольному обучению»к 2030 году обеспечить, чтобы все девочки и мальчики имели доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования.
26 августа состоялось заседание экспертной группы по обсуждению внедрения Модели расчёта затрат на дошкольное воспитание и обучение (ЦУР 4.2) для Казахстана (далее – Модель). Мероприятие проходило в гибридном формате.
Мероприятие организовано АО «Институт экономических исследований» (ERI) в партнёрстве с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) с участием международных экспертов Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) из Бангкока.
В обсуждении приняли участие представители государственных органов, частного бизнеса, институтов развития и международные эксперты.
На протяжении двух предыдущих дней коллеги из ЮНЕСКО представили участникам экспертного семинара предварительные расчёты потребности в финансировании дошкольного образования с учётом таких факторов, как рост детского населения, расходов на инфраструктуру в сфере дошкольного образования, педагогические кадры и другие.
С приветственным словом выступил заместитель Председателя Правления ERI Алихан Абаканов. Он подчеркнул, что образование — это главный фактор экономического роста, а инвестиции в образование — это вклад в лучшее будущее страны.
Обращаясь к участникам заседания, Исполняющий обязанности Секции финансирования развития ЭСКАТО Альберто Исгут заявил, что разработанная Модель расчёта затрат является инструментом прогнозирования, мониторинга и оценки финансирования сектора дошкольного образования и позволяет увидеть пробелы в финансировании. Кроме того, он отметил, что Модель будет эффективно работать при условии хорошего сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами.
Заместитель директора Департамента анализа и статистики АО «Финансовый центр» Балжан Альбиева озвучила, что государственные дошкольные организации получают финансирование согласно Методике подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения. Также она отметила, что данная Методика совершенствуется путём внесения изменений.
«Подушевой норматив на одного дошкольника вырос с 19 000 до 44 000 тысяч тенге в 2022 году. Норматив финансирования на детей с особыми образовательными потребностями имеет повышенный коэффициент», — сообщила спикер.
В ходе экспертной дискуссии были обсуждены факторы, влияющие на развитие дошкольного образования и проблемы, требующие решения.
К примеру, руководители частных организаций подняли вопрос финансирования частных и государственных детских садов. Для сокращения разрыва предлагается уравнять объём финансирования частных и государственных детских дошкольных организаций и внести изменения в Методику расчёта подушевого финансирования.
Несмотря на определенные положительные сдвиги в дошкольном образовании, кадровое наполнение и заработная плата в этом сегменте остаётся одной из острых проблем. Воспитатели детских садов являются одной из самой низкооплачиваемой профессий по всем уровням образования.
Наблюдается низкое финансирование сферы дошкольного образования. Так на 2021 год финансирование составило 0,5% от ВВП. Уровень, рекомендуемый ОЭСР и ЮНИСЕФ — не менее 2% от ВВП. Такое финансовое положение является причиной низкой квалификации педагогических работников, поступления на специальности сферы дошкольного образования по остаточному принципу.
Кроме того, руководители частных учреждений предлагают учесть факт увеличения количества дошкольных организаций с казахским языком обучения. Также следует обратить внимание на потенциальные расходы, связанные с обеспечением детей учебными пособиями детей, не посещающих детские сады.
В завершение заседания были заслушаны мнения каждого эксперта по внедрению имитационной Модели затрат на дошкольное образование в Казахстане. Были получены рекомендации по включению в Модель таких данных как квалификация, категории и стаж педагогических работников дошкольного образования.
Разработка Модели расчета затрат на дошкольное воспитание и обучение завершится до конца года совместно с международными экспертами.