Эксперты ERI обсудили практические возможности Модели расчета затрат на дошкольное образование

24.11.2022

В Астане 23 ноября прошел семинар, посвященный вопросам расчета потребности и разработки Модели расчета затрат на дошкольное образование. Здесь презентовали результаты программы по калькуляции затрат по ЦУР 4.2 и практические возможности использования Модели для Казахстана.

Организаторами выступили АО «Институт экономических исследований» (ERI) в партнерстве с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) с участием международных экспертов Детского фонда ОНН ЮНИСЕФ (Бангкок, Тайланд).


Представители государственных органов, частного бизнеса, институты развития и международные эксперты приняли участие в семинаре, который прошел в гибридном формате под модерацией Агапи Арутюнян, старшего экономического советника ЭСКАТО.

Субатирай Сивакумаран, начальник отдела Секции финансирования развития ЭСКАТО, отметила поддержку, оказываемую ООН странам-участницам для внедрения механизмов финансирования сферы образования.

Нургуль Жанназарова, директор Департамента социальной политики и развития государственных органов МНЭ РК, сообщила о реализации принятых обязательств по достижению целей устойчивого развития в стране: 

«На сегодня функционирует Координационный совет по ЦУР, с текущего года председательство Совета поднято до уровня Премьер-Министра; сформирована правовая основа; утвержден перечень национальных индикаторов ЦУР и ведется работа по их имплементации в документы СГП».

Куртмолла Абдулганиев, руководитель Офиса Постоянного координатора ООН в Казахстане, отметил внедрение в стране механизмов финансирования, включая КНМФ (комплексный национальный механизм финансирования) и Индекс благополучия детей, одним из параметров которого является оценка доли расходов на детей – детский бюджет.

Руслан Султанов, председатель правления ERI, озвучил необходимость обеспечения детей качественным дошкольным образованием, как основы системы образования и пожелал собравшимся активной дискуссии для выработки методологии внедрения Модели и использования ее в дальнейшем:

«Разрабатываемая на основе методологии ЮНЕСКО модель расчета затрат на дошкольное образование будет являться альтернативным инструментом для определения достаточности в финансировании дошкольного образования». 



Наталья Жумадильдаева, директор департамента дошкольного воспитания и обучения Министерства просвещения РК отметила следующее:

«В стране на сегодня действуют почти 11 000 дошкольных организаций государственной и частной форм собственности. Напомним, что основной бум развития дошкольного образования начался с 2010 года по следующим направлениям: строительство новых дошкольных организаций, возвращение ранее приватизированных зданий, развитие ГЧП. В настоящий момент Министерством просвещения РК разработана большая дорожная карта, направленная на дальнейший охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием». 


Алтынгуль Утебаева, заместитель директора Секретариата по ЦУР ERI, в своей презентации сделала акцент на том, что качественное образование является базой устойчивого развития на всех уровнях (социальный, экологический, экономический). Количество детей и женщин детородного возраста увеличивается каждый год, и необходимы инструменты для расчета достаточного финансирования дошкольного образования.


Ньи Ньи Таунг, программный специалист ЮНЕСКО, представил Модель расчета затрат на дошкольное образование, которая была разработана для Казахстана с применением методики ЮНЕСКО:

«В финансировании дошкольного образования выделю два подхода: бюджетный и демографический. Представленная модель расчета затрат основана на демографических данных. Расчет ведется от количества детей, которых необходимо охватить дошкольным образованием. Важно планировать процесс предоставления дошкольного образования для всех детей в возрасте до 6-7 лет, его достаточное финансирование и обеспечение качества получаемого образования». 


Масая Ногучи, консультант ЮНЕСКО, ознакомила участников семинара с расчетами и построением модели, привела расчет затрат на дошкольное образование. В данной модели учитывается сбор и систематизация демографических данных по полу и возрасту, приведены примеры оценки эффективности результатов реализуемых мер в сфере дошкольного образования применяя модель как инструмент принятия решений в реализации политики. Сделаны расчеты трех сценариев и их сравнение.
 
Проект дорожной карты для внедрения Модели расчета затрат на ЦУР 4.2 представила Бакытгул Хамбар, директор Секретариата по ЦУР ERI, предложив обсудить возможность применения Модели в деятельности госорганов.


С предложениями по уточнению вводимых в Модель параметров выступила Манара Адамова, директор Института раннего развития, отметив необходимость учета форс-мажорных обстоятельств, временных границ и наглядности распределения средств по регионам.

Гульсум Егизбаева, директор филиала Республиканской Ассоциации частных образовательных организаций в г. Астана, выделила 4 параметра для учета данных – здоровье, кадры, программы и пропаганда, призвав шире смотреть на дошкольное образование и учитывать как можно больше факторов влияющих на воспитание и образование подрастающего поколения.

Активно дискутировали приглашенные гости Татьяна Адерихина, руководитель программ ЮНИСЕФ по образованию в Казахстане;  Бакыт Алтаева, руководитель управления бюджетной политики Департамента бюджетной политики МНЭ РК; Кулянда Батырбекова, вице-президент Национальной Ассоциации инвесторов образования «BilimInvest» и другие. 

В ходе семинара были обозначены приоритеты и последовательность реализуемой политики в сфере дошкольного образования в Казахстане, озвучены вопросы, требующие решения и дальнейшие шаги по применению Модели и ее адаптации. 

Как известно, в целом на реализацию мер в рамках национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» на период 2021-2025 гг. предусмотрено 82,6 млрд. тенге. На республиканском уровне государственные финансы, направленные на обеспечение доступности дошкольного воспитания и обучения, показывают рост с 2019 года при расходах в 135 129,5 тыс.тенге., которые по итогам 2021 года увеличились до 221 624,2 тыс. тенге. 

Анализ ERI показал, что на областном уровне наибольшая доля расходов приходится на реализацию государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования – 65% в 2021 году. На обеспечение деятельности организаций дошкольного воспитания и обучения приходится 22% от общего числа затрат, запланированных для этих целей. На районном уровне сохраняется аналогичная структура. 


Справочно: 
ЭСКАТО – Экономическая и Социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана. Учреждена Экономическим и Социальным Советом Организации Объединенных Наций и имеет свою штаб-квартиру в Бангкоке (Тайланд). Отвечает за содействие экономическому и социальному развитию в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
ЮНЕСКО – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Штаб-квартира располагается в Париже, Франция.



Просмотров: 709
Сохранено: 24.11.2022



Цели устойчивого развития

О Целях устойчивого развития Цели 5 рабочих групп по направлениям Добровольный национальный обзор События Координационный совет Статистика по ЦУР Библиотека Истории успеха План мероприятий
Архив новостей
2024
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2023
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2022
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2021
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2020
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2019
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2018
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2017
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2016
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек

2015
Янв Фев Мар Апр
Май Июн Июл Авг
Сен Окт Ноя Дек





Пожалуйста подождите...

Хорошая погода, не так ли?

Подписка на рассылку


Операция успешно завершена.



ОШИБКА!